|
|
СЕЙСМИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ
|
по безопасности эксплуатации энергоблоков Билибинской АЭС 1. Введение2. Характеристика тематического вопроса экспертизы 3. Критерии оценки, принятые при экспертизе5. Выводы и рекомендации Эксперта Карты, составленные экспертом для оценки сейсмической опасности района Билибинской АЭС |
||||
Экспертное заключение№ДНП-5-441-2002по безопасности эксплуатации энергоблоков Билибинской АЭС в период дополнительного срока 1. Введение.Эксперт: Уломов В.И. Вопросы экспертизы: Учет обоснованности изменения оценки сейсмической опасности, устанавливаемой на основании ОСР-97. Предмет экспертизы: Представленные Заявителем документы, обосновывающие безопасность энергоблоков Билибинской АЭС по материалам УОБ. "Оценка результатов уточнения сейсмических условий размещения Билибинской АЭС". Отчет ИФЗ РАН по договору №204КА от 15.01.2004 г. по теме: "Обеспечение и обоснование безопасности при продлении сроков эксплуатации и модернизации энергоблоков АЭС первого поколения. Проведение комплекса работ и разработка документации (дополнений к проекту) по обоснованию сейсмичности площадок АЭС в рамках работ по продлению сроков эксплуатации. Получение окончательной результирующей оценки сейсмичности площадки размещения Билибинской АЭС на основе материалов работ ИФЗ РАН в 2002-2003 гг. с выдачей расчетных акселерограмм. Этап 1. "Получение окончательной результирующей оценки сейсмичности площадки размещения Билибинской АЭС", М., 2004 г. Отчет состоит из одной книги, содержащей 174 страницы, в то числе 37 рисунков, 8 таблиц, список литературы, фондовых материалов и 1 приложение. Ответственный исполнитель - (из этических соображений здесь не указан). Задача экспертизы, сформулированная РГЭ: Научная оценка безопасности объекта использования атомной энергии и качества заявленной деятельности путем анализа документов, представленных Заявителем в соответствии с п. 4 документа РД-03-13-99. 2. Характеристика тематического вопроса экспертизы.Экспертиза касается оценки полноты, достоверности и обоснованности представленных Заявителем материалов по уточнению сейсмических условий размещения Билибинской АЭС, полученных на основе сбора, обобщения и анализа литературных и фондовых геолого-геофизических данных и результатов собственных экспериментальных исследований. 3. Критерии оценки, принятые при экспертизе.Материалы, представленные Заявителем, наряду с анализом их научного и технического уровня, оценены Экспертом на соответствие их требованиям федеральных норм и правил, руководящих документов Госатомнадзора России и других нормативных документов, определяющих выбор площадок для АЭС с учетом местных сейсмогеодинамических, сейсмотектонических и сейсмических природных условий, а также их соответствия официальным картам Общего сейсмического районирования территории Российской Федерации – ОСР-97, получившим своё отражение в современных нормативных документах: - РБ-006-98 "Определение исходных сейсмических колебаний грунта для проектных основ". Госатомнадзор России. 1998. - НП-032-01 "Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности", 2001 г.; - НП-031-01 "Нормы сейсмостойкого проектирования атомных станций", 2001 г.; - РБ-019-01 "Оценка сейсмической опасности участков размещения ядерно- и радиационно-опасных объектов на основании геодинамических данных", 2002 г. Следует констатировать, что «Нормы сейсмостойкого проектирования атомных станций», выпущенные Госатомнадзором России в 2001 г., заменили федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии – «Нормы проектирования сейсмостойких атомных станций» – ПН АЭ Г- 5-006-87. При этом были учтены соответствующие федеральные законы, требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также комплект карт «Общего сейсмического районирования территории Российской Федерации» (ОСР-97), утвержденный Российской академией наук в 1998 г., и рекомендации МАГАТЭ (№50-SG-D15, Вена, 1992 г. и №50-SG-S1, Вена, 1994 г.). Согласно этим документам, сейсмическая опасность на площадке АЭС и интенсивность сотрясений (в баллах) при проектном (ПЗ) и максимальном расчетном (МРЗ) землетрясениях должны определяться с учетом совместного анализа карт и материалов ОСР-97, результатов работ по уточнению ОСР-97 (УОСР) района размещения АЭС и сейсмического микрорайонирования (СМР) площадки АЭС. При этом на стадии разработки ТЭО (проекта) сейсмическая опасность района для средних грунтов принимается на основе комплекта карт ОСР-97: для ПЗ - по карте ОСР-97-В; для МРЗ - по карте ОСР-97-D. Уточнение сейсмической опасности для АЭС, расположенных в пределах зон интенсивности землетрясений более 6 баллов по карте ОСР-97-В, должны определяться с учетом специальных рекомендаций (Приложение 2 – в НП-031-01). И только для АЭС, расположенных по карте ОСР-97-В в пределах зон 6 баллов и менее, уточнение сейсмической опасности допускается выполнять на основе анализа фондовых сейсмологических, геолого-геофизических и геодинамических материалов с применением полевых исследований в сокращенном объеме. Однако и в этом случае, согласно НП-031-01, анализ фондовых материалов должен включать обобщение и анализ обосновывающих материалов Общего сейсмического районирования (ОСР-97), т.е. комплект карт и Объяснительную записку к ним, и их использование для определения параметров ПЗ и МРЗ от удаленных очагов землетрясений. Оценка влияния удаленных очагов землетрясений осуществляется на уровне ОСР-97 территории РФ в масштабе 1:2.500.000 и мельче (вплоть до 1:8.000.000, т.е. масштаба комплекта карт ОСР-97, опубликованного в 2000 г. и распространенного по стране). Для АЭС, расположенных в пределах зон интенсивности землетрясений более 6 баллов по карте ОСР-97-В (что и имеет место в случае Билибинской АЭС), уточнение сейсмической опасности должно выполняться строго с учетом НП-031-01 (см. Приложение 2). Кроме того, в соответствии с перечисленными выше документами, основными неблагоприятными для размещения АЭС условиями (см. п.3.2 - НП-032-01) являются районы, сейсмичность которых характеризуется интенсивностью МРЗ более 7 баллов, что так же имеет место в рассматриваемом случае расположения Билибинской АЭС. Более жесткими (исключающими) критериями являются: расположение площадки в зоне с сейсмическими воздействиями более 9 баллов (п.3.1 - НП-032-01), наличие на площадке активного разлома (см. определение НП-032-01 и РБ-019-01) и возможное превышение уточненными сейсмическими воздействиями уровня, принятого в проекте (аналогично требованию п. 4.9.2 – НП-031-01), что также имеет место в случае Билибинской АЭС. Подобная ситуация может сложиться и при неблагоприятных грунтовых условиях, повышающих сейсмический эффект на площадке. В связи с этим, согласно НП-031-01, требуется наличие детальных сведений о сейсмических условиях площадки, таких как: карты очаговой сейсмичности, современной геодинамики и детального сейсмического районирования (ДСР) района, карты сейсмического микрорайонирования (СМР) площадки для естественных и техногенно-измененных условий и данные о параметрах ПЗ и МРЗ с учетом техногенно-измененных условий площадки и т.д. (раздел 3 НП-031-01, РБ-019-01). 4. Результаты экспертизы.4.1. Основные результаты работ, изложенные в Отчете. Исследования имели целью «получение окончательной результирующей оценки сейсмичности площадки размещения Билибинской АЭС с выдачей расчетных акселерограмм» на основе материалов работ Заявителя в 2002-2003 гг. и включали в себя: - сбор, обобщение и анализ фондовых и литературных данных о геолого-геофизических, тектонических и сейсмических условиях района и площадки размещения Билибинской АЭС, полученные в разное время различными организациями и позволившие, по мнению Заявителя (дословно), «уточнить сейсмотектоническую модель района работ»; - оценку современной геодинамической и сейсмической активности зон разрывных нарушений, в том числе путем сейсмометрических наблюдений микросейсм («сейсмических импульсов») в районе расположения Билибинской АЭС, позволивших Заявителю сделать вывод о том, что «ближайшие к АЭС участки разломов - Врезанного, Ближнего Коралвеемского и Большого Кепервеемского - характеризуются практически полным отсутствием признаков современной геодинамической активизации» (стр. 3); - определение сейсмического потенциала (магнитуды максимального возможного землетрясения) как Ммах= 3.9 - 4.1, а также величин сейсмического эффекта на площадке АЭС для проектного (ПЗ) и расчетного (МРЗ) землетрясений, на основе поиска «аналогий» в геологической и сейсмотектонической (СТД) деформации, «на базе материала обучения в одном из участков дальнего района с инструментально зафиксированным землетрясением» и сопоставления «изгибных неотектонических деформаций» (стр. 3). С учетом сейсмического микрорайонирования (СМР) Заявителем сделан вывод о том, что «окончательный результирующий рассчитанный сейсмический эффект воздействия МРЗ на площадку равен 4.9 баллов (округленно 5 баллов) и для ПЗ равен 3.9 баллов (округленно 4 балла)» (стр. 4). 4.2. Недостатки выполненных работ.Прежде всего, необходимо заметить, что Билибинская АЭС проектировалась и строилась в свое время по действующим в тот период нормативным документам, в том числе и по устаревшей карте сейсмического районирования территории бывшего СССР – СР-78, согласно которой этот район считался практически асейсмичным и относился тогда, как и значительная часть территории страны, к 5-балльной зоне. Этим и определялся в то время объем и состав изыскательских работ, практически не отвечающий современным сейсмологическим знаниям и требованиям к адекватной оценке сейсмической опасности. В частности, предполагалось, что по расположению и рельефу площадка Билибинской АЭС находится в благоприятных в тектоническом отношении условиях, расположена на едином целиковом блоке, что активные тектонические разломы вблизи площадки отсутствуют, и т.п. В настоящее же время, как будет показано ниже, сейсмическая опасность района расположения Билибинской АЭС, по данным ОСР-97, существенно выше по сравнению с отмененной картой СР-78. Это обстоятельство, прежде всего, и должен был иметь в виду Заявитель при изучении природной и техногенной обстановки такого чрезвычайно ответственного объекта как Билибинской АЭС. Однако в представленных материалах этим важным и основополагающим вопросам практически не уделено никакого внимания. Ниже перечислены основные недостатки и упущения выполненной Заявителем работы. 1). Представленные материалы по содержанию и полученным результатам не отвечают современным требованиям, предъявляемым к оценке сейсмической опасности атомных станций и к нормам их проектирования (см. Приложение 2 в НП-031-01 и др.). В Отчете не сообщается даже об основном положении современных норм, согласно которому сейсмическая опасность на площадке АЭС и параметры проектного (ПЗ) и максимального расчетного (МРЗ) землетрясений должны определяться с учетом совместного анализа материалов ОСР-97 и результатов работ по УОСР (уточнение карт общего сейсмического районирования - ОСР-97) района размещения АЭС и СМР площадки АЭС. Работа выполнена, в основном, по литературным данным и фондовым материалам, часть из которых устарела. Так, оценка сейсмической опасности района и площадки размещения Билибинской АЭС в 5 баллов, принятая Заявителем, фактически повторила устаревшую оценку не оправдавшей себя карты сейсмического районирования образца 1978 года (СР-78). Достаточно указать на многочисленные «промахи» карты СР-78, состоявшие в занижении ею на 2-3 балла сейсмической опасности практически во всех регионах страны, что подтвердилось при Нефтегорском землетрясении 1995 г. на Сахалине, при Хаилинском землетрясении в 1991 г. в Корякии, при Спитакском в 1988 г. – в Армении, Зайсанском в 1990 г. – в Казахстане, Рача-Джавском в 1991 г. – в Грузии, Суусамырском в 1992 г. – в Киргизии. Начиная с 2000 г., карта СР-78 официально заменена в строительных нормах и правилах РФ комплектом принципиально новых вероятностных карт Общего сейсмического районирования территории Российской Федерации - ОСР-97 (А, В, С). То же самое сделано в 2001 г. Госатомнадзором России, включившим в свои нормативные документы карту ОСР-97-В и карту ОСР-97-D, утвержденную РАН в 1998 г. и отвечающую требованиям МАГАТЭ. 2). Заявитель пренебрегает практически всеми рекомендациями и требованиями норм проектирования сейсмостойких атомных станций - НП-031-01 и другими документами Госатомнадзора России, регламентирующими размещение и эксплуатацию ядерно- и радиационно-опасных объектов. В Отчете даже не упоминается о том, что согласно нормам, в качестве исходной оценки сейсмической опасности района АЭС для средних грунтов следует принимать оценку на основе комплекта карт ОСР-97: для ПЗ - по карте ОСР-97-В, для МРЗ - по карте ОСР-97-D. При этом уточнение сейсмической опасности для АЭС, расположенных в пределах зон интенсивности землетрясений более 6 баллов, что и имеет место в случае Билибинской АЭС (см. прилагаемые карты, составленные экспертом на основе базы данных ОСР-97), должны определяться по карте ОСР-97-В с учетом рекомендаций Приложения 2 к НП-031-01. И только для АЭС, расположенных в пределах зон интенсивности 6 баллов и менее (по карте ОСР-97-В), уточнение сейсмической опасности допускается выполнять на основе анализа фондовых сейсмологических и геолого-геофизических материалов с применением полевых исследований в сокращенном объеме. Для АЭС же, расположенных по карте ОСР-97-В в пределах зон интенсивности землетрясений более 6 баллов (в том числе и Билибинской АЭС), должны выполняться рекомендации Приложения 2 - НП-031-01, чего Заявителем практически не сделано. Об основной для АЭС карте ОСР-97-D в Отчете вообще даже не упоминается, хотя согласно этой карте, отвечающей требованиям МАГАТЭ, сейсмическая опасность района размещения Билибинской АЭС составляет 8 баллов с вероятностью 0.5% возможного превышения этой величины в течение 50 лет (среднегодовая вероятность такого сейсмического эффекта - 10-4). 3). Отсутствует сейсмотектоническая модель зон возникновения очагов землетрясений (зоны ВОЗ), на основе которой должны вычисляться сейсмические воздействия, ожидаемые на площадке Билибинской АЭС. Не обоснована и значительно занижена оценка магнитуды максимального возможного землетрясения (в Отчете - Ммах=3.9-4.1), в то время как согласно модели источников местных и близких землетрясений, использованной в ОСР-97, она достигает Ммах= 5.5 и характеризуется периодом Т=8000 лет повторяемости таких сейсмических событий на площади радиусом 30 км, в том числе и в районе Билибинской АЭС. Толщина сейсмоактивного слоя, принимаемая в расчетах ОСР-97 для рассматриваемого района, составляет от 2 до 7 км, а не 15 км, как это полагает в своих расчетах Заявитель. О существовании «сейсмотектонической модели» и ее сейсмическом режиме Заявителем лишь декларируется. Согласно же модели зон ВОЗ в ОСР-97, землетрясения с магнитудами М=5.0 и М=4.0 могут повторяться на той же площади в среднем один раз в 3000 и 500 лет, соответственно. Относительно недавнее сейсмическое событие с М=4.0, имевшее место в 1980 г. в районе Билибинской АЭС, уже само по себе (следуя международным стандартам), требует оценки магнитуды максимального возможного землетрясения не ниже Ммах=5.0. Приведенные в Отчете схематические иллюстрации (рис. 1.1 и 3.1÷3.3), скопированные из публикации в сборнике «Сейсмичность и сейсмическое районирование Северной Евразии» и якобы характеризующие сейсмичность района Билибинской АЭС, касаются совершенно других районов и никакого отношения к рассматриваемой проблеме не имеют. Причем рис. 1.1, являющийся точной копией рисунка 3.1, абсолютно не иллюстрирует сейсмичность, как это гласит подрисуночный текст. Сделанный Заявителем на основе регистрации (вернее, не регистрации) «сейсмических импульсов», вывод о том, что «ближайшие к АЭС участки разломов - Врезанного, Ближнего Коралвеемского и Большого Кепервеемского - характеризуются практически полным отсутствием признаков современной геодинамической активизации», не говоря уже о достоверности интерпретации самих «сейсмических импульсов», неправомочен хотя бы потому, что сейсмическое затишье на разломе как раз и может свидетельствовать о подготовке достаточно сильного землетрясения, а не об асейсмичности разлома. Судя по карте рис. 1.13, расстояние АЭС от разломов «Врезанный» и «Каральваамский» около двух километров, а «Ближний», по словам самого Заявителя, проходит в 0.5 км южнее площадки АЭС, что существенно повышает уровень сейсмической угрозы Билибинской АЭС. 4). Практически отсутствуют сколько-нибудь строгая аргументация принятия тех или иных решений. Не приводится описание применяемых методик, не сообщается о признании их научной общественностью и нормативными документами. Безосновательны многократные утверждения о якобы «высоком уровне доказательности и воспроизводимости результатов» (стр. 15, 61 и др.), об «использовании всех доступных данных, региональных и среднемировых зависимостей» (стр. 20 и др.), о «современных сейсмотектонических моделях, обеспеченных фактическим материалом» (стр. 61 и др.). На самом же деле, Заявитель даже не воспользовался действительно самыми современными и абсолютно доступными фондовыми и опубликованными материалами, в том числе и базами данных ОСР-97. Не использована информация о зонах ВОЗ, в том числе и в районе Билибинской АЭС, опубликованная в [Journal of earthquake prediction research, Vol. 8, No 1, 2000 (Shebalin N.V. et al.)], где параметры зон ВОЗ и оценки максимальной возможной магнитуды землетрясений получены на основе комплексного и профессионального анализа сведений о сейсмичности. В частности, для района Билибинской АЭС максимальная возможная магнитуда в этой публикации оценена как не менее Mmax=5.0. Современная модель зон ВОЗ, созданная по всемирно признанной методологии ОСР-97 и использованная при создании Мировой карты сейсмической опасности, доступна с 1999 г. на страницах Интернет: http://www.seismo.ethz.ch/gshap/neurasia/. 5). Существенно заниженными из-за отсутствия адекватной модели зон ВОЗ оказались и величины ПЗ и МРЗ. Вычисленные с подозрительно высокой и ничем не аргументированной точностью (до одной десятой балла) они составили, соответственно, 3.9 и 4.9 баллов (округленно, 4 и 5), по данным Заявителя. Согласно же картам ОСР-97-В и ОСР-97-D, принятым в НП-031-01, эти величины для средних грунтовых условий по сейсмическим свойствам (грунты II категории, по СНиП II-7-81*) составляют - ПЗ=6 баллов, МРЗ=8 баллов. Не исключено, что с учетом наличия на площадке АЭС более плотных грунтов (I категория), величина ожидаемых сейсмических воздействий может быть и понижена до ПЗ=5 баллов, МРЗ=7 баллов, но и это никак не согласуется с необоснованно заниженными оценками Заявителя. Следует заметить, что близкие к ОСР-97 оценки были получены в 1991 году и сотрудниками Института земной коры Сибирского Отделения РАН (ИЗК), выполнившими тогда исследования по сейсмическому микрорайонированию площадки Билибинской АЭС по хоздоговору №18-09 с «Атомэнергопроектом» - «Результаты комплексных исследований по оценке сейсмической опасности Билибинской АЭС (1-я и 2-я очереди)»; по их данным, ПЗ = 6 баллов, МРЗ=7 баллов, а в случае оттаивания грунтов ПЗ приобретает значение 7 баллов, а МРЗ достигает 8 баллов. Примечательно, что даже по упрощенному и устаревшему уравнению макросейсмического поля, использованному Заявителем (стр. 63), и при принятом им же даже заниженном значении Ммах=4.1 (табл. 3.3, стр. 64), но при более реалистичном гипоцентральном расстоянии R=2 км (расстояние до разлома «Ближний» - 0.5 км, см. стр. 31), можно получить близкую к ОСР-97-D оценку сейсмической интенсивности - I ≈ 8 баллов. 6). Отсутствуют вероятностные оценки достоверности и степени надежности исходных данных и полученных результатов, в том числе и принятая во всем мире вероятностная оценка сейсмической опасности. Отсутствуют материалы долговременных стационарных сейсмометрических наблюдений, обеспечивающих непрерывный мониторинг местной сейсмичности и необходимых для изучения локальной сейсмичности. Бессистемно перемещаемые с места на место сейсмометрические пункты не могут решить этой задачи. Не представлен полноценный картографический материал о сейсмических и геодинамических условиях района Билибинской АЭС в масштабе 1:500.000 и ближнего района в масштабе 1:50.000, согласно требованиям НП-031-01 и РБ-019-01 (карты сейсмичности, детального сейсмического районирования, микрорайонирования и др.). Отсутствуют и предусмотренные техническим заданием расчетные акселерограммы. Карты-схемы представлены в Отчете в чрезвычайно мелком, зачастую нечитаемом масштабе. На большинстве из них отсутствуют координатная сетка, легенда и масштабная линейка, не указано местоположение Билибинской АЭС. 7). Имеется целый ряд и других недостатков, снижающих качество представленного материала. К ним относятся: - в перечне сокращений перепутаны местами аббревиатура ВЕП и ВОЗ; магнитуда Ms - определяется не по «поперечным» волнам, как сказано Заявителем, а по поверхностным (индекс «s» от слова «surface»); нередко путаются разные по смыслу понятия - «повторяемость землетрясений» и «повторяемость сотрясений»; ошибочно указан масштаб 1:5.000.000 карт ОСР-97 (стр. 12), хотя на самом деле он – 1:8.000.000, а исходный – 1:2.500.000; карта ОСР-97-D (основная для определения МРЗ для АЭС) вообще не упоминается; аббревиатура Билибинской АЭС в одних случаях обозначается как БиАЭС, в других – БАЭС; упоминаемая на стр. 14 карта СР-98 на самом деле вообще не существует; площадь должна измеряться не в «км», а в квадратных км (стр. 20); продольные волны в таблице названы поперечными в тексте (стр. 22); вводятся бессмысленные дефиниции – магнитуды ПЗ и МРЗ (стр. 4, 64, 108 и др.), хотя известно, что ПЗ и МРЗ относятся лишь к сотрясениям (в баллах) и зависят от магнитуды, от гипоцентрального расстояния, от затухания сейсмического эффекта и т.п. (кстати, не случайно в нормах НП-031-01 слово «магнитуда» вообще не встречается); устаревшее и примитивное разъяснение дается термину «магнитуда», но при этом не поясняются более современные понятия «сейсмический момент», «моментная магнитуда» и др., которыми оперирует Заявитель в тексте Отчета; - в списке использованной литературы ссылки делаются на старый СНиП (1982 г.), а не на новый СНиП II-7-81* (2000 г.), к которому приложены карты ОСР-97; искажено название сборника «Сейсмичность и сейсмическое районирование Северной Евразии», из которого на ксероксе скопированы упомянутые выше схематические иллюстрации, искажены год издания сборника, название статьи, из которой скопированы рисунки, искажены подрисуночные подписи к ним; причем один и тот же рисунок повторяется дважды (рис. 1.1 и рис. 3.1), но с разными названиями; рис. 1.1 не иллюстрирует сейсмичность, как сказано в его подписи; - один и тот же рисунок, приведенный дважды (рис. 6.7 и 6.9), имеет разную интерпретацию (на одном интервал одной и той же длительности записи «сейсмических импульсов» обозначен как 30 сек, на другом - тот же интервал назван как 7 сек); примитивно (и не нужно) многословное описание стандартного сейсмоприемника (корпус, катушка, магнит, пружина, крышка и т.д., рис. 4.2); ложное впечатление применения «высоких технологий» создает описание метода искусственного интеллекта и «нейронных сетей» для распознавания «сейсмических импульсов», хотя в самой работе эти технологии никак не реализованы; текст так называемого Приложения представляет собой выкладки из отечественных и зарубежных публикаций 60-х и 80-х годов прошедшего столетия; при этом ссылка на одну и туже работу в списке литературы повторяется дважды (ср. 4. Parker… и 5. Parker…), а слово «интеллект» неуклонно пишется с одним «л»; один и тот же термин на тех же самых страницах изображается по-разному: то «персептрон», то «перцептрон», то «перецептрон» (стр. 126-127); по-разному выписываются и название одних и тех же разломов (например, «Каральваамский» – в другом случае – «Каралвеемский») и т.д. и т.п. В целом Отчет оформлен очень небрежно. 5. Выводы и рекомендации Эксперта.1. Отчет «Получение окончательной результирующей оценки сейсмичности площадки размещения Билибинской АЭС» не отвечает требованиям и рекомендациям нормативных документов, перечисленных в разделе 3 и принятых в качестве критериев при настоящей экспертизе. 2. Отчет не может служить обоснованием для обеспечения сейсмической безопасности Билибинской АЭС. 3. В соответствии с требованиями нормативных документов, Заявителю необходимо выполнить полный комплекс специальных сейсмологических исследований по району, пункту и площадке (см. Приложение 2 в НП-031-01 и др.). 4. Откорректированный соответствующим образом отчет следует представить на обсуждение Проблемному совету по сейсмологии при Президиуме РАН. 5. Руководству Билибинской АЭС рекомендуется открыть стационарные сейсмические станции (не менее четырех) вокруг АЭС. В связи с этим целесообразно установить контакт с Северо-Восточным Комплексным НИИ ДВО РАН, Магадан, которым недавно совместно с американскими сейсмологами из Мичиганского Университета начаты работы по установке современных автоматизированных сейсмических станций в этом регионе. Таким образом, для грунтов II категории площадки Билибинской АЭС нет никаких оснований снижать 6-балльную оценку ПЗ и 8-балльную оценку МРЗ, указанные на нормативных картах ОСР-97-В и ОСР-97-D, соответственно.
Экспертное заключение разработал В.И.Уломов Профессор геофизики, доктор физ.-мат. наук, Главный научный сотрудник Института физики Земли РАН 21.06.2004 г.
|
КОММЕНТАРИЙ. Несмотря на моё отрицательное заключение и на целый ряд других отрицательных отзывов, этот отчет был утвержден "вышестоящей организацией". Не было принято во внимание и отрицательное заключение группы экспертов, созданной Отделом безопасности атомных станций Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности. Выводы и рекомендации этого документа были таковы: 1. Как свидетельствуют замечания (1) – (37), представленное Заявителем обоснование обеспечения сейсмической безопасности Билибинской АЭС не соответствует требованиям нормативных документов и современному уровню развития науки и техники. Результаты экспертизы не позволяют согласиться с предложенным Заявителем снижением оценок ПЗ и МРЗ по сравнению с указанными на нормативных картах ОСР-97-В и ОСР-97-D оценками для грунтов 2-й категории площадки Билибинской АЭС - 6-балльной оценки ПЗ и 8-балльной оценки МРЗ, соответственно. 2. Заявителю предлагается учесть замечания и рекомендации, отмеченные в настоящем Экспертном заключении. Подписи участников экспертизы (9 человек). ------------------------------------------------------- На неподобающее и оскорбительное поведение представителя Концерна "Росэнергоатом" во время обсуждения нашего отрицательного экспертного заключения об Отчете по Билибинской АЭС было получено следующее разъяснение руководства Концерна:
------------------------------------------------------- К сожалению, ничего выполнено не было. Отчет же "протолкнули" в вышестоящей организации...
С нарушениями требований нормативных документов постоянно борется Госатомнадзор, хотя и не всегда достигает успеха из-за чиновничьих препон. В решении проблемы обеспечения сейсмостойкости АЭС участвуют различные ведомства и их организации (Минатом России, Госатомнадзор России, МЧС России, Госстрой России, РАН, Минэнерго России, Минтяжмаш России, Минобороны России и др). Ниже приведена ссылка на статью "Некоторые итоги обеспечения сейсмостойкости АЭС в России", в которой описываются основные подходы к выполнению работ по обеспечению сейсмостойкости АЭС России.
|
О ДРУГИХ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЯХ В разное время мною были составлены заключения по целому ряду экологически опасных ядерно-радиационных объектов - Балаковская АЭС, Калининская АЭС, Курская АЭС, Ново-Воронежская АЭС, Ростовская АЭС, Красноярский ГХК, Томск-7, "Маяк" и др. Одним из самых первых было участие в экологической экспертизе Крымской и Игналинской АЭС. Об этом свидетельствует сохранившийся у меня телекс от вице-президента АН СССР академика Е.П.Велихова с визами руководства АН УзССР.
Знаменательно, что это заседание состоялось за три недели до катастрофического Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 года в Северной Армении. В те декабрьские дни произошла моя следующая встреча с Евгением Павловичем Велиховым, срочно прилетевшим в Ереван. Несколько позже, уже после переезда в Москву в декабре 1990 года, я занимался и Армянской АЭС, которую было рекомендовано закрыть, поскольку она расположена в очень опасном в сейсмическом отношении районе Армении. Экспертная оценка сейсмической опасности
|