http://www.gosnadzor.ru/25/img/map3.gif


В разное время автором этих строк в составе экспертных комиссий Ростехнадзора были составлены заключения по целому ряду таких ответственных строительных объектов, как атомные станции, хранилища радиоактивных отходов, нефте- и газопроводы, крупные гидротехнические и другие сооружения, разрушение или повреждения которых могут привести к значительным социально-экономическим и экологическим потерям.

Это были: Балаковская, Билибинская, Игналинская, Калининская, Крымская, Курская, Ново-Воронежская, Ростовская и другие атомные станции; ядерно-радиационные объекты- Красноярский комбинат, "Северск", "Маяк" и др.; Гидроэлектростанции - Богучанская, Воткинская, Жигулевская, Камская и др.; Нефтепроводы и газопроводы - Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-5, ВСТО-1 и ВСТО-2 и многие другие.


Атомные станции | Гидроэлектростанции | Нефтегазопроводы | Инфраструктура

 

На этих страницах, в качестве примера, приводятся лишь некоторые из отрицательных экспертных заключений автора, которые могут помочь как-то сориентироваться будущим составителям соответствующих проектов и отчетов.


Землетрясения - обычное явление природы. Такое же, как смена времен года, дня и ночи. Они являются следствием геодинамических процессов, продолжающихся сотни миллионов лет на нашей планете. Сейсмический эффект наиболее крупных из них охватывает обширные территории и нередко сопровождается существенными изменениями природной среды - разрывами земной поверхности, обвалами, оползнями, цунами и другими разрушительными, а нередко и созидательными, проявлениями. Однако даже крупнейшие сейсмические события, возникающие на незаселенных территориях, естественно, не приносят ни социального, ни экономического ущерба. Не наносят особого вреда они и окружающей среде, "привыкшей" к этим явлениям.

Социальные, материальные и экологические последствия землетрясений обусловлены "человеческим фактором". Ненадежно построенные дома, и тем более особо ответственные сооружения, каковыми являются атомные и гидротехнические станции, ядерные захоронения и нефтепроводы, могут нанести необычайный урон не только народному хозяйству, но и самой природе. В этой связи особые требования должны предъявляться и к обеспечению сейсмической безопасности.

 

Новый подход к прогнозу сейсмической опасности, реализованный в 1991 г., позволил впервые построить физико-математические модели сейсмогеодинамических процессов, а затем на компьютере проиграть природные катаклизмы за определенные промежутки времени, в том числе и на будущее.

В 1991-1997 гг. в Институте физики Земли (ИФЗ) Российской академии наук были составлен комплект карт общего сейсмического районирования территории Северной Евразии - ОСР-97(А, В, С), оценивающих риск возможных сейсмических проявлений в течение заданных интервалов времени. Первая из кат, характеризующая 10%-ный риск возможного превышения в течение 50 лет указанных на ней величин прогнозируемого сейсмического эффекта, предназначена для массового строительства промышленных и гражданских сооружений. Вторая, с риском 5%, должна применяться при строительстве объектов повышенной ответственности - высотных зданий, больниц, больших спортивных сооружений и прочих крупных объектов. Третья карта, где риск 1%, рассчитана для особо ответственных и экологически опасных объектов, например, нефте- и газопроводов.

Для атомных станций составлена еще более "строгая" карта, характеризующая риск 0.5% в течение 50 лет и повторяемость сейсмического эффекта в любом пункте на земной поверхности в среднем один раз за 10 тысяч лет (требование МАГАТЭ).

Эти карты в марте 1998 г. были утверждены РАН и Госстроем России, а спустя два года вошли в новые нормы и правила "Строительство в сейсмических районах".

Карты указали на более высокую, чем это предполагалось прежде, сейсмическую опасность во многих регионах страны. Выяснилось, что свыше четверти территории России с населением, превышающим 20 миллионов человек, подвержено потенциальной сейсмической угрозе. По меньшей мере, в 300 городах и населенных пунктах требовалось проведение антисейсмических мероприятий.

На территории Российской Федерации трагическим результатом недооценки сейсмической опасности и низкого качества строительства явилась катастрофа 1995 г. на севере Сахалина, где 9-10-балльным землетрясением был полностью уничтожен рабочий поселок Нефтегорск. Погибло свыше двух тысяч человек. Тогда же было обращено внимание на низкое качество предыдущих исследований по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству.

К сожалению, такая ситуация во многом сохранилась и по сей день. Наиболее яркий пример - искусственное занижение оценки сейсмической опасности разработчиками проекта прокладки нефтепровода "Восточная Сибирь -  Тихий океан" (ВСТО) в чрезвычайно сейсмоактивном районе Прибайкалья. Только личное указание президента В.В.Путина, поддержавшего позицию профессиональных сейсмологов и экологов, заставило отодвинуть трассу нефтепровода от озера Байкал, являющегося природной сокровищницей мирового значения.

Одной из главных причин безнадзорности в сфере оценки сейсмической опасности и сейсмостойкого строительства является отсутствие в нашей стране соответствующего координирующего органа.

Вместе с тем, еще в начале прошлого века, при Российской Императорской Академии наук была создана Постоянная центральная сейсмическая комиссия (ПЦСК). Она стала прообразом первой Международной ассоциации сейсмологии, председателем которой с 1911 г. был всемирно известный российский ученый - академик князь Б.Б.Голицын.

В советское время таким координирующим органом был Межведомственный совет по сейсмологии и сейсмостойкому строительству при Президиуме АН СССР (МСССС). К сожалению, он прекратил свою деятельность после распада страны.

В 2001 г. правительство, оценив серьезность ситуации, утвердило федеральную целевую программу (ФЦП) "Сейсмобезопасность территории России", рассчитанную на 2002-2010 годы. Все исследования по оценке сейсмической опасности и совершенствованию норм сейсмостойкого строительства были возложены на специалистов Междуведомственной комиссии по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству (МСК), разработавшей ФЦП. Карты ОСР-97 вошли в состав многих нормативных документов, согласно которым все объекты, расположенные в сейсмических районах, должны возводиться только после заключения официальной экспертизы.

Лишь благодаря низкой заселенности и легким постройкам не случилось катастрофы при 9-10-балльном землетрясении на территории Республики Алтай в 2003 г. Обошлось без жертв и в 2006 году при аналогичном по силе, землетрясении на территории Корякского АО. Оба этих и другие землетрясения, как по величине своей магнитуды и интенсивности сотрясений земной поверхности, так и по местоположению их очагов, произошли именно там, где им и было "предписано" картами ОСР-97. Это еще раз подтвердило реалистичность оценок и надежность этих карт, а также необходимость более серьезного отношения к ним.

Землетрясения неизбежны. Сейсмическая опасность с каждым годом растет в прямой связи с хозяйственным освоением сейсмоактивных территорий и воздействием человека на литосферную оболочку Земли (строительство крупных гидротехнических сооружений, бесконтрольная откачка нефти и газа, добыча других полезных ископаемых и т.п.).

Наши наблюдения за ходом развития сейсмогеодинамических процессов указывают на подготовку сильных землетрясений в Байкальском регионе, у берегов Камчатки и на Северном Кавказе.

В 2004 г. президент В.В.Путин поручил МЧС активизировать работы по обеспечению сейсмической безопасности в стране. Однако не прошло и года, как Междуведомственная комиссия была ликвидирована, а из программы "Сейсмобезопасность территории России" полностью был исключен основополагающий ее раздел, предусматривающий научное и технологическое сопровождение ФЦП.

Лишившись научной опоры, Федеральная программа обречена на бесконтрольность, а в итоге - на бессмысленную трату средств и нулевые результаты. Вскоре и сама эта Программа была аннулирована правительством страны, как и предсказывалось автором этих строк в своих выступлениях в СМИ, в том числе и в Российской Газете...

В последние годы система государственного надзора и регулирования стала восприниматься некоторыми предпринимателями как тормоз для развития их бизнеса и даже для экономики страны в целом. Сплошь и рядом проявляются попытки обойти предписания всех строительных норм и правил.

Остается опять надеяться на указание президента на более ответственное отношение чиновников "вертикали власти" к этой важнейшей социальной, экономической и экологической проблеме. Иначе, поистине, сейсмобезопасность России сама окажется в очень серьезной опасности.

 

Воспринимая сложившуюся неблагоприятную ситуацию, Правительство РФ в апреле 2009 года утвердило новую Федеральную целевую программу, направленную на обеспечение сейсмической безопасности на территории страны.

Основное содержание этой Программы приводится на этом сайте в разделе БЕЗОПАСНОСТЬ СООРУЖЕНИЙ / Документы.

Одновременно при Министерстве регионального развития России стала действовать Экспертная комиссия по сейсмостойкому строительству, а при Ассоциации Инженерные изыскания в строительстве создана Комиссия по сейсмогеодинамике и сейсмическому районированию. В ту и другую официально вошёл и я.

Уломов В.И. Об инженерно-сейсмологических изысканиях в строительстве // журнал "Инженерные изыскания" №9, 2009. С.28-39 (pdf- 2,6 Мгбайт).

Уломов В.И. Макросейсмический режим и дифференцированная оценка сейсмических воздействий // журнал "ГеоРиск", 2009. С. 16-19 (pdf-  -,- Мгбайт).

 

Атомные станции | Гидроэлектростанции | Нефтегазопроводы | Инфраструктура

 

 

 

Разное:

 

Яндекс.Метрика