Землетрясения - обычное явление
природы. Такое же, как смена времен года, дня и ночи. Они являются
следствием геодинамических процессов, продолжающихся сотни миллионов
лет на нашей планете. Сейсмический эффект наиболее крупных из них охватывает обширные территории и
нередко сопровождается существенными изменениями природной среды - разрывами земной поверхности, обвалами,
оползнями, цунами и другими разрушительными, а нередко и созидательными,
проявлениями. Однако даже крупнейшие сейсмические события,
возникающие на незаселенных территориях, естественно, не приносят ни
социального, ни экономического ущерба. Не наносят особого вреда они
и окружающей среде, "привыкшей" к этим явлениям.
Социальные,
материальные и экологические
последствия землетрясений обусловлены "человеческим фактором".
Ненадежно построенные дома, и тем более особо ответственные
сооружения, каковыми являются атомные и гидротехнические станции,
ядерные захоронения и нефтепроводы, могут нанести необычайный урон
не только народному хозяйству, но и самой природе. В этой связи
особые требования должны предъявляться и к обеспечению сейсмической
безопасности.
Новый подход к прогнозу сейсмической
опасности, реализованный в 1991 г., позволил впервые построить физико-математические модели
сейсмогеодинамических процессов, а затем на компьютере проиграть
природные катаклизмы за определенные промежутки
времени, в том числе и на будущее.
В 1991-1997 гг. в
Институте физики Земли (ИФЗ) Российской академии наук были
составлен комплект карт общего сейсмического районирования территории
Северной Евразии - ОСР-97(А, В, С), оценивающих риск возможных
сейсмических проявлений в течение заданных интервалов времени. Первая из
кат,
характеризующая 10%-ный риск возможного превышения в течение 50 лет
указанных на ней величин прогнозируемого сейсмического эффекта,
предназначена для массового строительства промышленных и гражданских
сооружений. Вторая, с риском 5%,
должна применяться при строительстве объектов повышенной
ответственности - высотных зданий, больниц, больших спортивных
сооружений и прочих крупных объектов. Третья карта, где риск 1%,
рассчитана для особо ответственных и экологически опасных объектов, например, нефте- и
газопроводов.
Для атомных станций составлена еще более "строгая"
карта, характеризующая риск 0.5% в течение 50 лет и повторяемость сейсмического
эффекта в любом пункте на земной поверхности в среднем один раз за 10
тысяч лет (требование МАГАТЭ).
Эти карты в марте 1998 г. были утверждены РАН
и Госстроем России, а спустя два года вошли в новые нормы и правила
"Строительство в сейсмических районах".
Карты указали на более
высокую, чем это предполагалось прежде, сейсмическую опасность во
многих регионах страны. Выяснилось, что свыше четверти территории
России с населением, превышающим 20 миллионов человек, подвержено
потенциальной сейсмической угрозе. По меньшей мере, в 300 городах и
населенных пунктах требовалось проведение антисейсмических
мероприятий.
На территории Российской Федерации
трагическим результатом недооценки сейсмической опасности и низкого
качества строительства явилась катастрофа 1995 г. на севере
Сахалина, где 9-10-балльным землетрясением был полностью уничтожен
рабочий поселок Нефтегорск. Погибло свыше двух тысяч человек. Тогда
же было обращено внимание на низкое качество предыдущих исследований
по сейсмическому
районированию и сейсмостойкому строительству.
К сожалению, такая ситуация во многом
сохранилась и по сей день. Наиболее яркий пример - искусственное
занижение оценки сейсмической опасности разработчиками проекта
прокладки нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО)
в чрезвычайно сейсмоактивном районе Прибайкалья. Только личное
указание президента В.В.Путина, поддержавшего позицию
профессиональных сейсмологов и экологов, заставило отодвинуть трассу
нефтепровода от озера Байкал, являющегося природной сокровищницей
мирового значения.
Одной из главных причин безнадзорности в
сфере оценки сейсмической опасности и сейсмостойкого строительства
является отсутствие в нашей стране соответствующего координирующего
органа.
Вместе с тем, еще в начале прошлого
века, при Российской Императорской Академии наук была создана
Постоянная центральная сейсмическая комиссия (ПЦСК). Она стала
прообразом первой Международной ассоциации сейсмологии,
председателем которой с 1911 г. был всемирно известный российский
ученый - академик князь Б.Б.Голицын.
В советское время таким координирующим
органом был Межведомственный совет по сейсмологии и сейсмостойкому
строительству при Президиуме АН СССР (МСССС). К сожалению, он
прекратил свою деятельность после распада страны.
В 2001 г. правительство, оценив
серьезность ситуации, утвердило федеральную целевую программу (ФЦП)
"Сейсмобезопасность территории России", рассчитанную на 2002-2010
годы. Все исследования по оценке сейсмической опасности и
совершенствованию норм сейсмостойкого строительства были возложены
на специалистов Междуведомственной комиссии по сейсмическому
районированию и сейсмостойкому строительству (МСК), разработавшей
ФЦП. Карты ОСР-97 вошли в состав многих нормативных документов,
согласно которым все объекты, расположенные в сейсмических районах,
должны возводиться только после заключения официальной экспертизы.
Лишь благодаря низкой заселенности и
легким постройкам не случилось катастрофы при 9-10-балльном
землетрясении на территории Республики Алтай в 2003 г. Обошлось без
жертв и в 2006 году при аналогичном по силе, землетрясении на
территории Корякского АО. Оба этих и другие землетрясения, как по
величине своей магнитуды и интенсивности сотрясений земной
поверхности, так и по местоположению их очагов, произошли именно
там, где им и было "предписано" картами ОСР-97. Это еще раз
подтвердило реалистичность оценок и надежность этих карт, а также
необходимость более серьезного отношения к ним.
Землетрясения неизбежны. Сейсмическая опасность с
каждым годом растет в прямой связи с хозяйственным освоением
сейсмоактивных территорий и воздействием человека на литосферную
оболочку Земли (строительство крупных гидротехнических сооружений,
бесконтрольная откачка нефти и газа, добыча других полезных
ископаемых и т.п.).
Наши наблюдения за ходом развития
сейсмогеодинамических процессов указывают на подготовку сильных
землетрясений в Байкальском регионе, у берегов Камчатки и на
Северном Кавказе.
В 2004 г. президент В.В.Путин поручил
МЧС активизировать работы по обеспечению сейсмической безопасности в
стране. Однако не прошло и года, как Междуведомственная комиссия
была ликвидирована, а из программы "Сейсмобезопасность территории
России" полностью был исключен основополагающий ее раздел,
предусматривающий научное и технологическое сопровождение ФЦП.
Лишившись научной опоры, Федеральная
программа обречена на бесконтрольность, а в итоге - на бессмысленную
трату средств и нулевые результаты. Вскоре и сама эта Программа была
аннулирована правительством страны, как и предсказывалось автором
этих строк в своих выступлениях в СМИ, в том числе и в Российской
Газете...
В последние годы система
государственного надзора и регулирования стала восприниматься
некоторыми предпринимателями как тормоз для развития их бизнеса и
даже для экономики страны в целом. Сплошь и рядом проявляются
попытки обойти предписания всех строительных норм и правил.
Остается опять надеяться на указание
президента на более ответственное отношение чиновников "вертикали
власти" к этой важнейшей социальной, экономической и экологической
проблеме. Иначе, поистине, сейсмобезопасность России сама
окажется в очень серьезной опасности.
Воспринимая
сложившуюся неблагоприятную ситуацию, Правительство РФ в апреле 2009 года
утвердило новую Федеральную целевую
программу, направленную на обеспечение сейсмической безопасности на
территории страны.
Основное содержание этой
Программы приводится на этом сайте в разделе БЕЗОПАСНОСТЬ СООРУЖЕНИЙ
/ Документы.
Одновременно при
Министерстве регионального развития России стала действовать
Экспертная комиссия по сейсмостойкому строительству, а при
Ассоциации Инженерные изыскания в строительстве создана Комиссия по
сейсмогеодинамике и сейсмическому районированию. В ту и другую
официально вошёл и я.
Уломов В.И. Об
инженерно-сейсмологических изысканиях в строительстве // журнал "Инженерные
изыскания" №9, 2009. С.28-39 (pdf-
2,6
Мгбайт).
Уломов В.И. Макросейсмический
режим и дифференцированная оценка сейсмических воздействий // журнал "ГеоРиск",
2009. С. 16-19 (pdf-
-,- Мгбайт).
|