ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
по сейсмической
безопасности
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 апреля 2009 г. N 365
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 -
2013 ГОДЫ"
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
федеральную целевую программу "Повышение
устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее -
Программа);
Правила распределения и предоставления из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на
сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких
объектов в рамках мероприятий, предусмотренных федеральной целевой
программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и
систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на
2009 - 2013 годы".
2. Министерству экономического развития
Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при
формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и
плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых
программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального
бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009 - 2013 годах
региональных целевых программ учитывать положения Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Продлена по 2014 г.
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2009 г. N 365
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ
ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2014 ГОДЫ"
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Повышение устойчивости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от
землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются
важными факторами устойчивого социально-экономического развития и
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
С целью уточнения сейсмической опасности
территории Российской Федерации Российской академией наук в 1991 - 1997
годах были разработаны и дополнены карты общего сейсмического
районирования (ОСР-97) с использованием усовершенствованных методов и
технологий прогнозирования сейсмической опасности.
Как показали результаты общего сейсмического
районирования, сейсмическая опасность на территории Российской Федерации
оказалась более значительной, чем это представлялось прежде. В
соответствии с новыми картами сейсмическая опасность на территории
многих субъектов Российской Федерации была уточнена и оказалась выше на
1 - 2 и даже 3 балла, то есть уровень сейсмического риска на этих
территориях значительно повысился в сравнении с прежними расчетными
величинами.
Вместе с тем застройка данных районов много
лет велась без учета такого уровня сейсмической активности. Здания и
сооружения, построенные до уточнения величины сейсмической опасности,
имеют значительный дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате
землетрясений может привести к огромным людским и материальным потерям.
Значительная часть территории Российской
Федерации (около 25 процентов), на которой расположены 27 субъектов
Российской Федерации с населением около 20 млн. человек, находится в
сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных
землетрясений. В последние годы на территории страны произошло несколько
крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически
неопасными, либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной
интенсивности сейсмических воздействий, в том числе землетрясение
мощностью 9 баллов на Алтае в 2003 году, серия землетрясений мощностью
10 баллов в Корякском автономном округе в 2006 году, на Средних Курилах
в 2006 и 2007 годах, на Сахалине в 2007 году.
По данным Российской академии наук,
нарастает угроза возникновения сильнейшего землетрясения в
Курило-Камчатской зоне. Согласно результатам долгосрочного сейсмического
прогноза наиболее опасными территориями являются район г.
Петропавловска-Камчатского и север Курильских островов.
По экспертным оценкам, имеют дефицит
сейсмостойкости и могут представлять источник опасности при сейсмических
воздействиях до 50 процентов объектов жилого, общественного,
производственного назначения и коммунальной сферы (в некоторых регионах
этот показатель составляет от 60 до 90 процентов).
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению
достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению
требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных
мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.
В рамках федеральной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010
года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
6 января 2006 г. N 1, реализуются мероприятия, направленные на
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.
Системы сейсмонаблюдения и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное
прогнозирование землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако
сложность данного природного явления не позволяет обеспечить высокую
достоверность краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и
времени их проявления.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих
полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению существующих объектов и
(или) строительству новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов,
сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны
(далее - новые сейсмостойкие объекты), осуществляют мероприятия по
сейсмическому районированию территорий, обследование жилых домов и
объектов инфраструктуры, а также выполнение региональных и муниципальных
целевых программ. Вместе с тем указанные работы не скоординированы
должным образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными
ресурсами.
В период 2002 - 2006 годов осуществлялась
реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории
России" (2002 - 2010 годы), утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. N 690 (далее - программа),
однако ее потенциал не был реализован в полной мере.
Общий объем финансирования программы был
определен в размере 28783,9 млн. рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета - 3535,1 млн. рублей (12,3 процента), бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - бюджеты
субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн. рублей (33,4 процента),
внебюджетных источников - 15634,9 млн. рублей (54,3 процента). При этом
объем недофинансирования программы за 2002 - 2006 годы составил 9100
млн. рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств внебюджетных
источников - 5400 млн. рублей (34,5 процента), бюджетов субъектов
Российской Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального
бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента).
В ходе реализации программы средства
федерального бюджета направлялись на объекты здравоохранения и
образования. Запланированное финансирование сейсмоусиления жилых домов и
объектов инженерной инфраструктуры не проводилось.
Всего в рамках программы были проведены
работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и здравоохранения в 8
регионах Российской Федерации. Выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ было направлено на уточнение сейсмической
опасности территории некоторых субъектов Российской Федерации, в том
числе Республики Алтай и Алтайского края, и на разработку конкретных
технических решений по способам сейсмоусиления строительных конструкций
указанных объектов.
Недостаточная результативность программы
была обусловлена следующими причинами:
нечеткость целей программы;
фокусировка на узком спектре социальных
объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических
проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также
функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
отсутствие скоординированного подхода и
взаимной ответственности федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
реализации мероприятий программы;
недостаточность ресурсов для достижения
целей программы.
В связи с неэффективностью программы
распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N
1546-р ее реализация была завершена.
При реализации федеральной целевой программы
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 -
2013 годы" (далее - Программа) необходимо:
четко следовать установленным целям и
задачам для достижения ожидаемых конечных результатов реализации
Программы и показателей ее социально-экономической эффективности;
применять системный подход к планированию и
выполнению мероприятий Программы с учетом определенных приоритетов и
необходимости решения первоочередных задач;
обеспечивать эффективное взаимодействие и
координацию федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей
Программы;
привлекать средства на реализацию
мероприятий Программы в установленных объемах за счет средств бюджетов
различных уровней и внебюджетных средств.
Приоритетными направлениями деятельности в
области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и
среднесрочной перспективе определены:
минимизация потерь вследствие разрушительных
землетрясений (включая погибших и пострадавших граждан, а также ущерб,
наносимый зданиям и сооружениям);
создание необходимых условий для
бесперебойного функционирования жилищного фонда, основных объектов и
систем жизнеобеспечения в периоды сейсмических событий и ликвидации их
последствий.
Обоснование соответствия целей Программы
приоритетным задачам
социально-экономического развития
Российской Федерации
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
является одним из приоритетных направлений социально-экономического
развития страны. Необходимость реализации Программы в рамках указанного
направления определена положениями, содержащимися в Бюджетном послании
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации от 23 июня 2008 г.
Сложившаяся ситуация с сейсмической
безопасностью в Российской Федерации требует применения комплексного
подхода, реализации системы мер, направленных на повышение устойчивости
объектов, ее координации на федеральном уровне.
Программа ориентирована на достижение
следующих целей:
создание условий для устойчивого
функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации;
достижение приемлемого уровня сейсмической
безопасности на территориях сейсмических районов Российской Федерации;
уменьшение возможного экономического и
экологического ущерба от сейсмических воздействий.
Эти цели отвечают общенациональной системе
целей и задач в сфере обеспечения условий безопасного развития и
снижения рисков воздействия опасных природных явлений на
социально-экономическое развитие страны.
Программа взаимосвязана с действующей
федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской
Федерации до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1, в рамках которой
осуществляются мероприятия по совершенствованию систем мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных
сейсмической опасностью. Результаты мониторинга и прогнозирования
указанных ситуаций имеют важное значение при определении приоритетных
направлений в области сейсмоусиления, планировании и реализации
первоочередных мероприятий, принятии решений о сейсмоусилении
существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов.
Ключевые мероприятия Программы ориентированы
на повышение сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и
систем энергоснабжения, водоснабжения, служб экстренного реагирования и
предоставления медицинской помощи, а также критически важных объектов,
круг которых установлен законодательством Российской Федерации в области
обеспечения безопасности населения, защиты объектов от угроз
техногенного, природного характера и террористических актов.
Обоснование необходимости программного
решения проблемы
повышения устойчивости жилых домов,
основных объектов
и систем жизнеобеспечения на федеральном
уровне
Необходимый уровень сейсмической
безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной
деятельности органов государственной власти, органов местного
самоуправления и собственников различных объектов. Характер проблемы
требует наличия долговременной стратегии и применения
организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий
и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Минимизация потерь, возникающих вследствие
землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления
недостаточно сейсмостойких конструкций и строительства новых
сейсмостойких объектов, а также создание необходимых условий для
бесперебойного функционирования жилищного фонда, основных объектов и
систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее
адаптации к конкретным условиям сейсмоопасных территорий Российской
Федерации, расположенных в Южном, Сибирском и Дальневосточном
федеральных округах, в отношении которых будут осуществлены мероприятия
Программы.
Субъекты Российской Федерации, расположенные
на указанной территории, в основном являются дотационными, имеют низкий
уровень финансовой обеспеченности и недостаток находящихся в их
распоряжении иных ресурсов, что также является основанием для
рассмотрения вопроса о необходимости принятия соответствующих мер на
федеральном уровне.
По своему целевому назначению мероприятия
Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности жилых
домов, устойчивое функционирование основных объектов и систем
жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения
и т.д.), мест массового пребывания населения, в том числе общественного
назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение
пострадавшего населения, а также объектов, обеспечивающих национальную
безопасность Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства
внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской
Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Указанные значимые и многофункциональные
объекты в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу
интересов и ответственности органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Мероприятия по сейсмоусилению таких объектов
требуют скоординированных действий, максимальная результативность
которых может быть обеспечена только с использованием
программно-целевого метода на федеральном уровне.
Основными недостатками и издержками подхода
к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника
по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без
использования государственной поддержки и программно-целевого метода
являются:
отсутствие комплексного системного подхода к
управлению сейсмическими рисками;
невозможность достижения приемлемого уровня
сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем
реализации мер по сейсмоусилению отдельных объектов;
недостаточная гибкость основных элементов
системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для
достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевого
метода негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности
населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных
объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально
высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения.
Без использования программно-целевого метода
результаты научных исследований по таким важным направлениям, как
управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения
проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также
развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости
существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования
возможных социально-экономических и экологических последствий сильных
землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного
применения.
С учетом комплексного и межведомственного
характера проблемы повышения устойчивости жилых домов, основных объектов
и систем жизнеобеспечения, а также достижения приемлемого уровня
сейсмической безопасности отказ от использования программно-целевого
метода может привести к увеличению сроков достижения требуемых
результатов в 2 - 3 раза, а затрат - в 3 - 5 раз.
Анализ различных вариантов решения
проблемы
программно-целевым методом
Для обеспечения требований к сейсмической
устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
могут быть определены 2 основных варианта решения проблемы
программно-целевым методом.
Первый вариант основан на включении в
область программной разработки всех категорий объектов с дефицитом
сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки. Такой
подход имеет преимущество с точки зрения достижения обоснованных целей
Программы с учетом множества факторов, в том числе
социально-экономического характера.
Вместе с тем предварительная проработка
вопроса обеспечения сейсмической безопасности на территории Российской
Федерации показала, что в настоящее время отсутствует конкретная
информация, необходимая для принятия решения о сейсмоусилении
существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов, а
также для определения объема средств на их выполнение.
В связи с этим мероприятия по сейсмоусилению
объектов могут носить выборочный, локальный характер и не решат проблему
в целом.
Кроме того, при значительном увеличении
количества строящихся и реконструируемых объектов может возникнуть
вероятность бессистемной реализации мероприятий Программы, что повлечет
за собой недостижение эффекта, обеспечивающего максимально возможный
уровень безопасности проживания людей и функционирования объектов в
сейсмических районах Российской Федерации. При этом возникает
значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для
реализации мероприятий Программы.
Такой подход требует установления четких
критериев и пропорций предоставления государственной поддержки на
сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких
объектов.
Указанный вариант решения проблемы
предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации
мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
По предварительным оценкам ученых и
независимых экспертов, первоочередного усиления требуют около 20 тыс.
объектов различного целевого назначения, включая жилые дома. При этом
общая площадь зданий и сооружений, требующих первоочередного усиления и
защиты, составляет около 24 - 30 млн. кв. метров и оценивается в 400 -
450 млрд. рублей.
При использовании этого варианта решения
проблемы следует особое внимание уделить оценке реальной потребности в
финансовых ресурсах, привлекаемых на реализацию мероприятий Программы, с
учетом таких факторов, как уровень индивидуального и общего
сейсмического риска субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные
ресурсы, плотность населения, уровень урбанизации и другие.
Второй вариант ограничивает область
программно-целевой разработки достижением приемлемого уровня
устойчивости основных элементов системы жизнеобеспечения в условиях
сейсмических рисков конкретных территорий.
Исходя из этого сформирован комплекс
мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении отдельных
целей Программы.
Общий объем финансирования Программы по
данному варианту за счет всех источников оценивается в 71678,5 млн.
рублей.
Преимуществом второго варианта является
системный подход к решению проблемы повышения устойчивости объектов на
сейсмических территориях. Последовательная реализация мероприятий
Программы в рамках указанных этапов позволяет:
получить и обобщить информацию о реальном
положении дел в рассматриваемой области;
определить первоочередные задачи и основные
приоритеты по повышению устойчивости объектов;
принять обоснованные решения о необходимости
реализации соответствующих мероприятий.
При этом привлекаемые силы и средства не
будут бессистемно рассредоточены для одновременного выполнения всей
совокупности мероприятий вне зависимости от их важности,
последовательности и возможности реализации.
Совместные усилия федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и исполнителей Программы будут направлены на
реализацию комплекса мер по достижению приемлемого уровня устойчивости
объектов, предотвращение негативных последствий разрушительных
сейсмических событий.
Привлекаемые финансовые средства будут
соответствовать реальным возможностям бюджетов всех уровней и
внебюджетных источников, что позволит их сконцентрировать на реализации
конкретных мероприятий, необходимых на соответствующем этапе.
Рассмотрение вариантов решения проблемы
сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса взаимосвязанных
и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что
второй вариант реализации Программы является предпочтительным.
Основные риски,
связанные с программно-целевым методом решения
проблемы
При использовании программно-целевого метода
могут возникнуть риски, связанные с неверно выбранными приоритетами и
недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы.
Неверно выбранные приоритеты могут
существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании
мероприятий Программы, а также на их соответствие установленным целям и
задачам Программы.
Недостаточное ресурсное обеспечение
мероприятий Программы может привести к неверно регулируемой финансовой
поддержке намеченных мероприятий, снижению эффективности использования
бюджетных средств. В связи с этим высокому риску будет подвержен процесс
создания условий и эффективных механизмов по обеспечению приемлемого
уровня устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в
сейсмических районах Российской Федерации.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и
этапы
ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целями Программы являются:
создание условий для устойчивого
функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации;
достижение приемлемого уровня сейсмической
безопасности в сейсмических районах Российской Федерации, уменьшение
возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических
воздействий.
Перечень субъектов Российской Федерации,
имеющих индекс сейсмического риска 0,1 и более, на территории которых
реализуется Программа, приведен в приложении N 1.
Для достижения указанных целей необходимо
решение следующих задач:
реализация подготовительных организационных
мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения
скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению
объектов;
сейсмоусиление жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей,
зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов, обеспечивающих
национальную безопасность Российской Федерации, а также строительство
новых сейсмостойких объектов;
создание условий и эффективных механизмов,
обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при
строительстве на сейсмоопасной территории.
Решение поставленных задач будет
осуществляться в ходе реализации Программы с 2009 по 2013 год в 2 этапа:
первый этап - 2009 - 2010 годы;
второй этап - 2011 - 2013 годы.
На первом этапе предлагается подготовить
соответствующие нормативные и методические документы, выполнить ряд
первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и
приступить к их внедрению в практику, реализовать необходимые
мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и
паспортизацию зданий и сооружений, провести анализ деятельности и
расширение сети сейсмологических станций, принять решения о
сейсмоусилении существующих объектов или строительстве новых
сейсмостойких объектов, определить объем необходимых средств, в том
числе средств федерального бюджета, на указанные работы.
На данном этапе также осуществляется
реализация первоочередных мероприятий по сейсмоусилению объектов,
которые расположены на наиболее сейсмически опасной территории и на
которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу
проектная документация.
Программой предусматривается выделение в
2009 году субсидий бюджетам Камчатского края и Сахалинской области в
объеме 6 млрд. рублей на мероприятия по сейсмоусилению существующих
жилых домов и (или) строительству новых сейсмостойких жилых домов взамен
тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически
нецелесообразны.
Второй этап (2011 - 2013 годы) является
основным и предполагает полномасштабное проведение работ по
сейсмоусилению существующих объектов и строительству новых сейсмостойких
объектов.
Для оценки реализации Программы используются
следующие целевые индикаторы и показатели эффективности ее реализации:
размер предотвращенного ущерба от возможного
разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
результате землетрясений;
снижение уровня риска возникновения
чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
повышение уровня участия органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в
сейсмических районах Российской Федерации, в формировании и
использовании единой информационной системы по обеспечению сейсмической
безопасности территорий, сейсмической устойчивости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения.
Целевые индикаторы и показатели
эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2.
По итогам реализации этапов Программы при
достижении значений целевых индикаторов менее 50 процентов
установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности
Программы и досрочном прекращении ее реализации. III. Перечень
мероприятий Программы
Для решения задач Программы и достижения
поставленных целей необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных и
скоординированных мероприятий, формирование и финансирование которых
осуществляются по статьям расходов на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, капитальные вложения.
Реализация мероприятий Программы
осуществляется по следующим направлениям.
Первым направлением является проведение
исследований по оценке сейсмического риска и совершенствование
нормативных правовых, методических и организационных основ
государственного управления в области повышения защиты объектов и систем
жизнеобеспечения населения.
Мероприятия Программы, осуществляемые в
рамках этого направления, составляют исследования фундаментального и
прикладного характера, включающие в себя:
разработку научно-методических основ
прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации,
проведение работ по актуализации карт общего сейсмического
районирования, детальному сейсмическому районированию и
микросейсмическому районированию территорий муниципальных образований;
совершенствование государственного
управления территориями и их развитие (предоставление земельных
участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня
сейсмического риска;
разработку технических регламентов,
включающих в себя требования и технические условия, необходимые при
проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в
сейсмоопасных районах;
развитие и совершенствование механизмов
взаимодействия органов государственной власти, собственников и
общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и
практических мер по обеспечению сейсмической безопасности.
Вторым направлением является формирование
системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, критически
важных объектов и сооружений, являющихся местами массового пребывания
людей, разработка специальных мер сейсмической защиты.
Мероприятия Программы, осуществляемые в
рамках этого направления, включают в себя:
разработку методов, порядка и процедур
оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом
территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;
развитие технических средств и технологий
мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и критически
важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и дооснащение
ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
развитие и совершенствование методической
базы, обеспечивающей проведение мониторинга сейсмической устойчивости
зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических рисков, а также
проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации, полученной
в результате мониторинга;
создание и внедрение системы подготовки и
повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга, контроля и
прогноза сейсмической устойчивости зданий и сооружений.
Третьим направлением является разработка и
реализация практических мер по сейсмоусилению существующих жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения (в том числе критически
важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры,
объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях), сооружений,
являющихся местами массового пребывания людей, а также строительство
новых сейсмостойких объектов.
Мероприятия Программы, осуществляемые в
рамках этого направления, предусматривают проведение обследования и
паспортизации жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
для определения уровня дефицита сейсмостойкости, состояния и надежности
строительных конструкций.
По результатам обследования зданий и
сооружений определяются соответствующие приоритеты в области реализации
мероприятий по сейсмоусилению существующих зданий и сооружений,
строительству новых сейсмостойких объектов, устанавливается очередность
проведения этих мероприятий с учетом:
технической возможности и экономической
целесообразности проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений
исходя из их состояния, наличия соответствующих технологий и методов
сейсмоусиления конструкций;
важности объектов для обеспечения
безопасного и комфортного проживания граждан, нормального
функционирования систем жизнеобеспечения;
формы собственности объектов.
Четвертым направлением является развитие
системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических
рисков устойчивости зданий и сооружений.
Мероприятия Программы, осуществляемые в
рамках этого направления, предусматривают повышение доступности
получения достоверной информации о реальном состоянии жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения и возможность оценки
соотношения этого состояния с уровнем сейсмических рисков в интересах
развития экономики соответствующих территорий, повышения сейсмической
безопасности объектов инфраструктуры и жилищного фонда.
Предполагается, что выполнение указанных
мероприятий обеспечит решение следующих вопросов:
расширение применения современных
информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической безопасности;
создание и ведение информационных систем для
выявления закономерностей в области обеспечения сейсмической
безопасности и выработки вероятных сценариев развития ситуаций в
условиях сейсмических проявлений;
обеспечение необходимой информацией в рамках
действия единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
обеспечение проведения экспертной оценки и
моделирования сейсмических рисков применительно к инвестиционным
проектам общегосударственного значения, в том числе осуществляемым на
условиях государственно-частного партнерства.
Средства федерального бюджета,
предусмотренные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, планируется направить на следующие мероприятия:
исследование прикладной эффективности шкал,
применяемых в мировой практике в целях сейсмической оценки и
нормативно-правового регулирования, создание и апробирование новой
макросейсмической шкалы, учитывающей геологические проявления
землетрясений, разработка требований по применению сейсмической шкалы в
проектировании и строительстве;
разработка критериев и процедур оценки
дефицита сейсмостойкости существующих зданий и сооружений в системах
жизнеобеспечения;
разработка территориальных схем оценки
уровней риска возникновения сейсмических проявлений и сейсмостойкости
зданий и сооружений;
разработка порядка проведения оценки
сейсмических рисков на земельных участках, предоставляемых для
строительства новых объектов;
разработка порядка и процедур осуществления
мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах;
создание и обеспечение функционирования
единой информационной системы "Сейсмобезопасность России", включающей
региональные и тематические разделы, в которых уточняются исходная
сейсмичность и сейсмический риск;
подготовка предложений по совершенствованию
механизмов страхования критически важных объектов с учетом уровня
сейсмических рисков;
развитие экспериментальной базы
моделирования сценарных условий воздействия сейсмических проявлений на
элементы конструкций зданий и сооружений.
Объемы финансирования Программы приведены в
приложении N 3.
Распределение средств федерального бюджета
между государственными заказчиками Программы - федеральными органами
исполнительной власти приведено в приложении N 4.
Распределение средств федерального бюджета
между государственными заказчиками Программы - федеральными органами
исполнительной власти в части реконструкции (сейсмоусиления) зданий и
сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения,
а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской
Федерации, и (или) строительства новых сейсмостойких объектов приведено
в приложении N 5.
Объемы и источники финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в
рамках Программы, приведены в приложении N 6. IV. Обоснование
ресурсного обеспечения Программы, сроков и источников
финансирования
Реализация мероприятий Программы
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы
предусматривается в размере 71678,5 млн. рублей, в том числе за счет
средств:
федерального бюджета - 48000 млн. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации -
21678,5 млн. рублей;
внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.
Расходы на капитальные вложения составят
99,6 процента общей суммы средств, предназначенных на реализацию
Программы (71369,5 млн. рублей), а затраты на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 0,4 процента
(309 млн. рублей).
Объемы ресурсного обеспечения Программы и
соотношение расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных
источников учитывают уровень сейсмического риска территорий и финансовые
ресурсы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также иные средства, привлекаемые на
сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких
объектов.
Расходы на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы определены по результатам оценки трудовых
и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы.
Объемы капитальных вложений рассчитаны на
основе предварительного анализа стоимости мероприятий по сейсмоусилению
существующих объектов и строительству новых сейсмостойких объектов.
Средства федерального бюджета будут
направлены на:
финансирование мероприятий по сейсмоусилению
существующих основных объектов и систем жизнеобеспечения федеральной
собственности, находящихся в ведении Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и
Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
софинансирование мероприятий по
сейсмоусилению существующих объектов, находящихся в государственной
собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной
собственности, и (или) строительству новых сейсмостойких объектов.
В соответствии с положениями Бюджетного
кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета направляются
на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в
государственной собственности субъектов Российской Федерации и в
муниципальной собственности, в виде межбюджетных субсидий.
Размеры субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий
по сейсмоусилению существующих объектов, находящихся в государственной
собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной
собственности, и (или) строительству новых сейсмостойких объектов,
определяются на основании утвержденных Правительством Российской
Федерации Правил распределения и предоставления из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на сейсмоусиление
существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов в
рамках мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 -
2013 годы", с учетом объемов финансирования таких объектов за счет
средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Размеры субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации определяются с учетом индекса сейсмического риска
территории региона, площади жилья, обеспеченности объектами
инфраструктуры и системами жизнеобеспечения, индекса бюджетных расходов
и уровня расчетной бюджетной обеспеченности.
При реализации мероприятий Программы
предусматривается использование средств лиц, в собственности которых
находятся объекты, подлежащие сейсмоусилению, и других заинтересованных
лиц. Привлечение внебюджетных средств из различных источников
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления на договорной основе.
Уточнение мероприятий Программы по основным
направлениям будет осуществляться с учетом заявок субъектов Российской
Федерации при условии использования ими на цели сейсмоусиления
существующих объектов и строительства новых сейсмостойких объектов
собственных и привлеченных средств. V. Механизм реализации
Программы
Механизм реализации Программы включает в
себя:
стратегическое планирование и
прогнозирование;
применение правовых рычагов влияния
(совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального
уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях
исполнительной власти;
организационную структуру управления
реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности
звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации Программы
является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и
корректировки Программы.
В связи с этим предполагается ежеквартальный
анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее
мероприятий и достижения целевых индикаторов.
Принятие управленческих решений в рамках
Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от
исполнителей мероприятий Программы.
Формирование и использование современной
системы контроля на всех стадиях реализации Программы является
неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Устанавливается следующий вариант управления
реализацией Программы.
Государственный заказчик - координатор
Программы в ходе ее реализации:
осуществляет координацию деятельности
государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации
мероприятий Программы, а также по анализу рационального использования
ими средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
организует текущее управление реализацией
Программы;
осуществляет координацию деятельности
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий
Программы, а также анализ и контроль рационального и эффективного
использования ими средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников;
подготавливает ежеквартальные отчеты и
ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
устанавливает квартальные прогнозные
значения показателей целевых индикаторов оценки эффективности реализации
Программы в пределах годовых показателей, установленных в приложении N 2
к настоящей Программе;
организует мониторинг хода реализации
Программы;
несет ответственность за обеспечение
своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и
эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;
организует внедрение информационных
технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее
реализации, в том числе организует размещение в электронном виде
информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее
мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на
участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
Государственный заказчик - координатор
Программы осуществляет проверки хода реализации Программы
государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные заказчики Программы:
ежеквартально обобщают и анализируют
статистическую отчетность по реализации Программы и представляют в
Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство
экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов
Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы, представляют
государственному заказчику - координатору Программы в установленные им
сроки отчеты об использовании бюджетных средств;
организуют осуществление контроля за
реализацией мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в их
ведении, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Государственные заказчики Программы, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления осуществляют действия по реализации мероприятий Программы
в пределах объемов финансирования, указанных в приложении N 3 к
Программе.
Средства федерального бюджета
предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при соблюдении
условий, установленных пунктом 6 Правил распределения и предоставления
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий
на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых
сейсмостойких объектов в рамках мероприятий, предусмотренных федеральной
целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской
Федерации на 2009 - 2013 годы".
В целях организации взаимодействия
государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации заключаются соответствующие соглашения.
Государственными заказчиками Программы,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления осуществляется размещение государственного
заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
По завершении конкурсных процедур по
размещению государственного заказа с победителем конкурса (аукциона,
запроса котировок) заключается государственный (муниципальный) контракт.
Финансирование мероприятий и проектов
Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом
результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий
Программы в отчетном периоде. VI. Оценка
социально-экономической и экологической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности
Программы будет осуществляться на основании целевых индикаторов и
показателей.
Экологическая эффективность Программы оценке
не подлежит, так как мероприятия Программы не оказывают воздействия на
окружающую среду.
В результате реализации Программы:
размер предотвращенного ущерба от возможного
разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
результате землетрясений составит 716,7 млрд. рублей;
снижение уровня риска возникновения
чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений составит
80 процентов;
повышение уровня участия органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в
сейсмических районах Российской Федерации, в формировании и
использовании единой информационной системы по обеспечению сейсмической
безопасности территорий, сейсмической устойчивости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения составит 80 процентов.
Реализация Программы окажет положительное
влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской
Федерации, расположенных на сейсмоопасных территориях.
Выполнение мероприятий по сейсмоусилению
существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов
позволит снизить вероятность оттока населения из постоянных мест
проживания в сейсмических районах Российской Федерации, который может
возникнуть в результате увеличения вероятности сейсмических проявлений,
а также материальных потерь от разрушения и повреждения зданий и
сооружений во время сейсмических событий.
При разработке проектной документации и в
ходе реализации Программы предусматриваются:
осуществление мер по антисейсмической защите
зданий и сооружений, что обеспечит уменьшение объема разрушений и иных
негативных последствий, которые могут возникнуть в результате
сейсмических проявлений;
использование современных технологий и
строительных материалов, что приведет к повышению эффективности затрат
на мероприятия по сейсмоусилению существующих объектов и (или)
строительству новых сейсмостойких объектов, а также к соблюдению
необходимых экологических требований в ходе выполнения работ
(Упоминаемые в тексте приведенного документа
Приложения к Программе здесь не приводятся. Их можно найти на
соответствующих страницах Интернета.)
Из восьми проектов , объявленных этой ФЦП,
наиболее сложным и самым важным является Проект
Создание и обеспечение
функционирования Единой информационной системы «Сейсмобезопасность
России».
В этом Проекте мы планируем
актуализацию действующих нормативных карт ОСР-97 (ОСР-97*, уточнение,
детализация и т.п.) и развитие научно-методических основ для создания
карт нового поколения
- ОСР-2012 общего сейсмического районирования территории России.
Уломов В.И. Об
инженерно-сейсмологических изысканиях в строительстве // журнал "Инженерные
изыскания" №9, 2009. С.28-39 (pdf-
2,6
Мгбайт).
Уломов В.И. Макросейсмический
режим и дифференцированная оценка сейсмических воздействий // журнал "ГеоРиск",
2009. С. 16-19 (pdf-
-,- Мгбайт).
Уломов В.И. Прогноз
сейсмических проявлений в Москве при землетрясениях в зоне Вранча // Физика
Земли, №1, 2010. С. 1-18. (pdf-
0,82 Мб).
// Ulomov V.I. Prediction of the Seismic
Manifestations of
Vrancea Earthquakes in Moscow // ISSN 1069 3513, Izvestiya, Physics of the Solid Earth, 2010, Vol. 46, No. 1, pp. 1–18.
© Pleiades Publishing, Ltd., 2010. Original Russian Text © V.I. Ulomov, 2010, published in Fizika
Zemli, 2010, No. 1, pp. 3–20.
(pdf-
0,82 Мб).
Уломов В.И., Перетокин С.А. Об
актуализации нормативных карт сейсмического районирования территории
Российской Федерации //
журнал "Инженерные изыскания"
№1, 2010. С.44-53.
(pdf-
1,4 Мб)
Уломов В.И., Перетокин С.А. О
развитии методов общего сейсмического районирования территории Российской
Федерации для создания карт ОСР-2012 // Проблемы
сейсмичности и современной геодинамики Дальнего Востока и Восточной Сибири:
доклады научного симпозиума,
1-4 июня 2010 г., г. Хабаровск / под. ред. В.Г. Быкова, А.Н.Диденко.-
Хабаровск: ИТиГ им. Ю.А. Косыгина ДВО РАН, 2010. С. 177-181.
(pdf- 0,3 Мб).
Уломов В.И. Никитин С.Н.
Технический регламент проведения работ по общему сейсмическому районированию
территории Российской Федерации. Свод правил ОСР // журнал "Инженерные
изыскания", №6, июнь 2-1-. С.62-87 (pdf-
0,6 Мб).
Уломов В.И. К вопросу о
планетарной сейсмической
активизация // журнал "ГеоРиск",
№3, 2010. С.4-9.(pdf.3.
Mb)
Уломов В.И. Актуализация нормативного
сейсмического районирования в составе Единой информационной системы
"Сейсмобезопасность России" // Вопросы инженерной сейсмологии. 2012. Т. 39,
№ 1. С. 5 - 38
(pdf)..
Здесь можно увидеть и скачать
презентацию ОСР-2012
(10.8 Мб),
См. также: