2009 - 2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015 - 2016- 2017

2014-2015

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАРТ ОСР-2012

И СОЗДАНИЕ НА ИХ ОСНОВЕ КАРТ ОСР-2014 С ДОБАВЛЕНИЕМ КРЫМА.

СЕЙСМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО СЕЙСМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСР-97 – ОСР-2012 – ОСР-2014  – ОСР-2016.


После опубликования в 2013 гг. макетов карт ОСР-2012 и широкого их обсуждения научной общественностью эти исследования были продолжены и завершились созданием макетов карт ОСР-2014, основанных на модифицированной базе исходных данных ОСР-2012 и дополненных территорией Крыма, характеризующейся высокой сейсмической активностью.

Главным различием карт ОСР-2012 и ОСР-2014 является использование при их расчётах и построениях двух разных подходов к сейсмологической параметризации одной и той же исходной модели источников землетрясений. При ОСР-2012 моделирование сейсмичности осуществлялось наиболее распространённым методом построения экспоненциальных (логарифмически линейных) графиков повторяемости землетрясений для всего рассматриваемого интервала их магнитуд. В ОСР-2014 применялась комбинированная, экспоненциально-гистограммная (нелинейная), модель сейсмического режима, подобная впервые разработанной для параметризации модели сейсмических источников при создании нормативных карт ОСР-97.

Макеты карт ОСР-2014 представлены на рис. 1-3.

 

 

Рис.1. Макет карты ОСР-2014-А территории Российской Федерации для периода повторяемости сейсмических воздействий Т=500 лет.

Макет карты ОСР-2014-В.

Рис.2. Макет карты ОСР-2014-В территории Российской Федерации для периода повторяемости сейсмических воздействий Т=1000 лет.

Макет карты ОСР-2014-С.

Рис.3. Макет карты ОСР-2014-С территории Российской Федерации для периода повторяемости сейсмических воздействий Т=5000 лет.

Сопоставление площадей ОСР-2014 и ОСР-97.

 

Рис. 4.  Сопоставление площадей ОСР-2014 и ОСР-97.

 

Другое отличие новых карт от ОСР-97 состояло в их более детальных расчётах и построениях. В частности, на этот раз границы зон балльности на картах ОСР-2014 не подвергались чрезмерному сглаживанию, как это было принято в ОСР-97. И даже небольшие «островки» балльности признаны информативными на каждой из комплекта вероятностных карт ОСР-2014, поскольку могут оказаться местоположением потенциальных очагов землетрясений, совпадающих с активными разломными зонами, на основе которых картировались соответствующие сейсмолинеаменты.

Вместе с тем, как видно из рис. 4, площади с прогнозируемой сейсмической интенсивностью I =7 баллов и более на картах ОСР-2014 и на нормативных картах ОСР-97, практически не различаются, хотя заметно изменилась конфигурация границ зон балльности. Как показали исследования, уменьшение площади зон с I=6 баллов, проявившееся на карте ОСР-2014-С, обусловлено полностью обновлённой и более корректной, по сравнению с ОСР-97, доменной структурой ЛДФ-модели зон ВОЗ.

В заключение следует ещё раз напомнить, что вероятностные оценки сейсмической опасности методом ВАСО с самого начала постулируют возможные (и неизбежные) превышения оценок сейсмической опасности, указываемых на картах ОСР. И, например, превышение значений балльности в том или ином пункте карты ОСР-2014-А не значит, что это произойдёт и для других карт комплекта. В этом отношении следует признать своевременным и прогрессивным введение в актуализированные строительные документы двух уровней учёта оценок сейсмической опасности – проектного (ПЗ) и максимального расчётного (МРЗ) землетрясений, использующих для одних и тех же объектов две карты ОСР, отражающих различный уровень сейсмической опасности и сужающих степень сейсмического риска.

 

В заключение работ по ОСР-2014, а также в связи с попытками некоторых исследователей разработать иные подходы к общему сейсмическому районированию, вплоть до искусственного редактирования нормативных карт ОСР-97, необходимо учесть следующее.
1. Действующий в нашей стране официальный порядок обоснования методологии и утверждения нормативных карт представлен в документах по ОСР-97, приложенных к статье "К вопросу о стандартизации норм и правил сейсмического районирования для сейсмостойкого строительства в Российской Федерации" (опубликовано в журнале «Инженерные изыскания», 2015, № 10-11, с.6-18,
http://seismos-u.ifz.ru/pdf/ulomov_k-voprosu_2015.pdf  ).
Этим порядком следует руководствоваться до введения правительством ка-ких-либо новых стандартов и норм в этой ответственной области оценки степени сейсмической опасности и сейсмостойкого строительства.
2. Новые карты ОСР-2014, дополненные территорией Крыма, созданные ИФЗ РАН совместно с другими академическими и отраслевыми институтами и организациями, в том числе при участии украинских учёных (
список участников включает более 50 чел.), уже подготовлены для внедрения в строительную практику взамен нормативных карт ОСР-97.
3. Фундаментальной особенностью всех современных карт ОСР является вероятностный подход к оценке сейсмической опасности и возможных социаль-но-экономических рисков при возникновении сильных землетрясений. К сожалению, не все адекватно воспринимают новую парадигму и предосудительно отно-сятся к любому превышению сейсмического эффекта, указанного на тех или иных картах. На самом же деле всё зависит от частоты возникновения землетрясений и их магнитуды: чем реже они возникают, тем увереннее выявляются на соответствующих картах. Понимая это, можно убедиться, что никаких якобы «пропущен-ных» крупных сейсмических событий с момента создания карт ОСР-97 не было.
Достаточно посмотреть на карты ОСР-97-C или ОСР-97-D, чтобы убедиться, что с определённой вероятностью вполне возможны и более сильные, 9-10-балльные землетрясения, чем приведённые в докладе землетрясения в Горном Алтае, или в Корякии (см.
http://seismos-u.ifz.ru/maps/ocp-97d.rar ). Нужно просто вникнуть в общепринятую в мире методологию вероятностного анализа сейсмической опасности (ВАСО), позволяющую оценивать сейсмические риски и учитывать их при обеспечении сейсмостойкости конкретных строительных объектов.
4. Ошибочно убирать из строительных норм учёт 6-балльных сейсмических зон на картах ОСР, поскольку в случае неблагоприятных грунтовых условий сейсмический эффект может возрасти на 1 и более баллов, что уже требует применения антисейсмических мероприятий.
5. Признать неправомерным внесение изменений в карты ОСР-97 без участия авторов методики и карт ОСР-97, нарушая тем самым их авторские права. К тому же, методика построения карт ОСР-97 не допускает фрагментарно подправлять зоны балльности для учета данных о произошедших сильных землетрясениях, и представлять их как якобы новые карты ОСР (как, например, мельком показанные такими исследователями 11 ноября 2015 г. на Ученом совете карты ОСР-2015 и т.п.).

 

Вместе с тем было широко известно, что с 2009 года, согласно выигранному конкурсу у Минрегиона РФ, между администрациями ИФЗ РАН (по решению директора и одного из его заместителей) и ООАО «ПНИИИС» (по решению гендиректора и его заместителя) уже успешно действовал официальный финансовый договор о совместных исследованиях по актуализации карт ОСР-97 при участии в них конкретной группы сотрудников ИФЗ во главе с автором этих строк, в результате чего были созданы макеты новых карт, названных ОСР-2012 и обсуждавшихся в ИФЗ на Научном совете РАН по проблемам сейсмологии, а затем переименованных в ОСР-2014 в связи с добавлением в 2014 г. к ним территории Крыма, а затем ещё раз изменивших название на ОСР-2016 – в связи с неожиданным появлением в том же ИФЗ гипотетических карт ОСР-2015, в итоге оказавшихся частично искажённой копией карт ОСР-97 России и ОСР-2004 Крыма, скомпилированных под другим названием другой группой лиц под руководством другого заместителя директора ИФЗ, вообще не имевших отношения и никаких прав к редактированию ОСР-97 (см. рис. 5) и к ОСР-2014/2016 России, как и карт ОСР-2004 Крыма. Поспешно созданные карты ОСР-2015 так же поспешно были приняты по хоздоговору с Минстроем России (Минрегион РФ к этому моменту уже был ликвидирован, а его функции переданы в Минстрой России)…

В результате этих и других обстоятельств карты ОСР-2015 оказались тут же принятыми чиновниками и без какого-либо научного обсуждения введены в действие с 1 декабря 2015 г., приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. N 844/пр: http://docs.cntd.ru/document/1200111003

 А что, как говорится, написано пером, не вырубишь и топором. Так и началась продолжающаяся свыше года тяжба с Минстроем РФ авторов профессионально созданных большим коллективом учёных и специалистов законных карт ОСР-2016, поддержанных Научным советом РАН по проблемам сейсмологии, дирекцией ИФЗ РАН и Отделения наук о Земле РАН, рекомендовавших заменить карты ОСР-2015 на карты ОСР-2016… Но безрезультатно, хотя было ликвидировано Министерство регионального развития (Минрегион), были уволены или ушли со своих постов чиновники, готовившие тот пресловутый приказ Минстроя…

 Вот, например, одно из публичных высказываний руководителя Департамента градостроительной деятельности и архитектуры, ответственного за разработку нормативных правовых актов Минстроя России: .

"Мы надеемся, что наши усилия по обеспечению безопасности проживания в районах с повышенной вероятностью землетрясений положительно скажутся на качестве строительства в регионах. Особое беспокойство вызывал Крым, где остро стоял вопрос приведении в порядок нормативно-технической базы по сейсмике. Теперь у жителей таких территорий появится больше уверенности в прочности и надежности зданий даже в случае возникновения сейсмических нагрузок» , — резюмировал Андрей Белюченко. // Минстрой подправил свод правил по строительству в сейсмических районах: http://sroportal.ru/news/federal/minstroj-podpravil-svod-pravil-po-stroitelstvu-v-sejsmicheskix-rajonax/

Это было некомпетентное высказывание дилетанта, который затем вынужден был принять в качестве нормативных действительно профессионально составленные украинскими сейсмологами и применяемые в строительной практике Крыма уже свыше 10 лет карты ОСР-2004 г., лучше которых ни он, ни его наставники, и не смогли предложить, не будучи специалистами в этих вопросах... Вместе с тем, вскоре и самого А.В.Белюченко перевели с должности директора департамента, назначив его на должность заместителя руководителя в АО «Научно-исследовательский центр "Строительство», который и сам очень далёк от сейсмологических проблем… Хотелось бы надеяться, что очередным директором этого важнейшего Департамента Минстроя не будет назначен очередной дилетант...
Время дилетантов. По-видимому, и на этот раз придётся обращаться к Президенту страны.

 

Появление и утверждение пресловутых карт ОСР-2015 вынудило нас переименовать уже готовые наши карты ОСР-2014 в карты ОСР-2016, которые 22 января 2016 г. были высоко оценены Научным советом РАН по проблемам сейсмологии и рекомендованы в качестве нормативных для Минстроя РФ (см. выписка из решения Совета и полный Протокол этого заседания).

 

Однако даже в самой последней публикации трудов Международной конференции 1–2 декабря 2016 г. разработчики недоброкачественных СП и карт ОСР-2015 продолжают искажения фактов и совершенно не упоминается о профессиональных картах ОСР-2014/2016, будто их и не бывало… Так, на стр. 229 трудов этой Конференции для «доказательства» необходимости своих разработок безапелляционно заявляется, что "...в рамках Программы: «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2014 годы» под руководством В. И. Уломова (ИФЗ РАН) был разработан комплект карт ОСР-97*, который неоднозначно был принят коллегами из института, не утвержден РАН и не согласован Минрегионом РФ. Естественно, разработчики не могли включить в СП неузаконенные карты ОСР-97* (со звездочкой)."
На самом же деле, карты ОСР-97* никогда и не предлагались их в качестве нормативных и не обращались ни в РАН, ни вкакие-либо другие организации, а лишь иллюстрировали представление сейсмического эффекта в десятых долях и в полубаллах, что уже и без того давно «незаконно» употреблялось десятилетиями в практике сейсмического микрорайонирования (СМР) для суммирования значений долей баллов с такими же дробными поправками, плучаемыми при СМР, чтобы не искажать на 2 и более баллов в ту и другую стороны прогнозируемые сейсмические воздействия. Как уже отмечено выше, до бюдее грамотного построения карт ОСР-97* всё то же самое желалось «подпольно» и примитивно. Судя по высказываниям профессионалов по СМР,  все они приветствовали ставшие доступными такие карты, как ОСР-97*.
 


Карты ОСР-97 территории Российской Федерации (здесь)

ОСР-2004 Украины и Крыма (здесь)

Сравнение карт ОСР-97 и ОСР-2015
 

 

Рис. 5Организация и выполнение исследований по ОСР-97 в 1991-1997 гг..

 

Исследования 1991-1997 гг. по ОСР-97 выполнялись по Проблеме «Сейсмичность и сейсмическое районирование Северной Евразии» (рук. В.И.Уломов, зам. Л.С.Шумилина), в составе Государственной научно-технической программы «Глобальные изменения природной среды и климата» (рук. Н.П.Лаверов, вице-президент РАН).

Исследования 1992-1999 гг. по районированию сейсмической опасности Северной Евразии (рук. В.И.Уломов, зам. В.Г.Тоифонов) выполнялись при участии в Международной программе оценки глобальной сейсмической опасности - GSHAP (рук. Доменико Джиардини, Италия). В состав Руководящего комитета GSHAP от России входил Г.А.Соболев.

Обязанности Учёного секретаря и издателя научных трудов по той и другой проблеме осуществлял А.Я.Сидорин (ИФЗ РАН).
 

Указ о присуждении Госпремии за методологию ОСР-97

 

 

 

Картографические материалы и другие важные документы находятся

на страницах сайта: http://seismos-u.ifz.ru/  и 2016

 


2009 - 2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015 - 2016 -2017

 

 

 Яндекс.Метрика

var openstat = { counter: 1, image: 87, color: "ff9822", next: openstat };