СЕЙСМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО СЕЙСМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСР-97 – ОСР-2012 – ОСР-2014
– ОСР-2016.
После опубликования в 2013 гг. макетов карт ОСР-2012 и широкого их
обсуждения научной общественностью эти исследования были продолжены и
завершились созданием макетов карт ОСР-2014, основанных на модифицированной
базе исходных данных ОСР-2012 и дополненных территорией Крыма,
характеризующейся высокой сейсмической активностью.
Главным различием
карт ОСР-2012 и ОСР-2014 является использование при их расчётах и
построениях двух разных подходов к сейсмологической параметризации одной и
той же исходной модели источников землетрясений. При ОСР-2012 моделирование
сейсмичности осуществлялось наиболее распространённым методом построения
экспоненциальных (логарифмически линейных) графиков повторяемости
землетрясений для всего рассматриваемого интервала их магнитуд. В ОСР-2014
применялась комбинированная, экспоненциально-гистограммная (нелинейная),
модель сейсмического режима, подобная впервые разработанной для
параметризации модели сейсмических источников при создании нормативных карт
ОСР-97.
Макеты карт
ОСР-2014 представлены на рис. 1-3.
Рис.1. Макет карты ОСР-2014-А территории Российской Федерации для периода
повторяемости сейсмических воздействий Т=500 лет.
Рис.2. Макет карты ОСР-2014-В территории Российской Федерации для периода
повторяемости сейсмических воздействий Т=1000 лет.
Рис.3. Макет карты ОСР-2014-С территории Российской Федерации для периода
повторяемости сейсмических воздействий Т=5000 лет.
Рис. 4.
Сопоставление площадей ОСР-2014 и ОСР-97.
В заключение работ
по ОСР-2014, а также в связи с попытками некоторых исследователей
разработать иные подходы к общему сейсмическому районированию, вплоть до
искусственного редактирования нормативных карт ОСР-97, необходимо учесть
следующее.
1. Действующий в нашей стране официальный порядок обоснования методологии и
утверждения нормативных карт представлен в документах по ОСР-97, приложенных
к статье "К вопросу о стандартизации норм и правил сейсмического
районирования для сейсмостойкого строительства в Российской Федерации"
(опубликовано в журнале «Инженерные изыскания», 2015, № 10-11, с.6-18,
http://seismos-u.ifz.ru/pdf/ulomov_k-voprosu_2015.pdf ).
Этим порядком следует руководствоваться до введения правительством
ка-ких-либо новых стандартов и норм в этой ответственной области оценки
степени сейсмической опасности и сейсмостойкого строительства.
2. Новые карты ОСР-2014, дополненные территорией Крыма, созданные ИФЗ РАН
совместно с другими академическими и отраслевыми институтами и
организациями, в том числе при участии украинских учёных (список участников
включает более 50 чел.), уже подготовлены для внедрения в строительную
практику взамен нормативных карт ОСР-97.
3. Фундаментальной особенностью всех современных карт ОСР является
вероятностный подход к оценке сейсмической опасности и возможных
социаль-но-экономических рисков при возникновении сильных землетрясений. К
сожалению, не все адекватно воспринимают новую парадигму и предосудительно
отно-сятся к любому превышению сейсмического эффекта, указанного на тех или
иных картах. На самом же деле всё зависит от частоты возникновения
землетрясений и их магнитуды: чем реже они возникают, тем увереннее
выявляются на соответствующих картах. Понимая это, можно убедиться, что
никаких якобы «пропущен-ных» крупных сейсмических событий с момента создания
карт ОСР-97 не было.
Достаточно посмотреть на карты ОСР-97-C или ОСР-97-D, чтобы убедиться, что с
определённой вероятностью вполне возможны и более сильные, 9-10-балльные
землетрясения, чем приведённые в докладе землетрясения в Горном Алтае, или в
Корякии (см.
http://seismos-u.ifz.ru/maps/ocp-97d.rar ). Нужно просто вникнуть в
общепринятую в мире методологию вероятностного анализа сейсмической
опасности (ВАСО), позволяющую оценивать сейсмические риски и учитывать их
при обеспечении сейсмостойкости конкретных строительных объектов.
4. Ошибочно убирать из строительных норм учёт 6-балльных сейсмических зон на
картах ОСР, поскольку в случае неблагоприятных грунтовых условий
сейсмический эффект может возрасти на 1 и более баллов, что уже требует
применения антисейсмических мероприятий.
5. Признать неправомерным внесение изменений в карты ОСР-97 без участия
авторов методики и карт ОСР-97, нарушая тем самым их авторские права. К тому
же, методика построения карт ОСР-97 не допускает фрагментарно подправлять
зоны балльности для учета данных о произошедших сильных землетрясениях, и
представлять их как якобы новые карты ОСР (как, например, мельком показанные
такими исследователями 11 ноября 2015 г. на Ученом совете карты ОСР-2015 и
т.п.).
Вместе с тем было
широко известно, что с 2009 года, согласно выигранному конкурсу у Минрегиона
РФ, между администрациями ИФЗ РАН (по решению директора и одного из его
заместителей) и ООАО «ПНИИИС» (по решению гендиректора и его заместителя)
уже успешно действовал официальный финансовый договор о совместных
исследованиях по актуализации карт ОСР-97 при участии в них конкретной
группы сотрудников ИФЗ во главе с автором этих строк, в результате чего были
созданы макеты новых карт, названных ОСР-2012 и обсуждавшихся в ИФЗ на
Научном совете РАН по проблемам сейсмологии, а затем переименованных в
ОСР-2014 в связи с добавлением в 2014 г. к ним территории Крыма, а затем ещё
раз изменивших название на ОСР-2016 – в связи с неожиданным появлением в том
же ИФЗ гипотетических карт ОСР-2015, в итоге оказавшихся частично искажённой
копией карт ОСР-97 России и ОСР-2004 Крыма, скомпилированных под другим
названием другой группой лиц под руководством другого заместителя директора
ИФЗ, вообще не имевших отношения и никаких прав к редактированию ОСР-97 (см.
рис. 5) и к ОСР-2014/2016 России, как и карт ОСР-2004 Крыма. Поспешно
созданные карты ОСР-2015 так же поспешно были приняты по хоздоговору с
Минстроем России (Минрегион РФ к этому моменту уже был ликвидирован, а его
функции переданы в Минстрой России)…
В результате этих и других обстоятельств карты ОСР-2015 оказались тут же
принятыми чиновниками и без какого-либо научного обсуждения введены в
действие с 1 декабря 2015 г., приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. N
844/пр:
http://docs.cntd.ru/document/1200111003
А что, как
говорится, написано пером, не вырубишь и топором. Так и началась
продолжающаяся свыше года тяжба с Минстроем РФ авторов профессионально
созданных большим коллективом учёных и специалистов законных карт ОСР-2016,
поддержанных Научным советом РАН по проблемам сейсмологии, дирекцией ИФЗ РАН
и Отделения наук о Земле РАН, рекомендовавших заменить карты ОСР-2015 на
карты ОСР-2016… Но безрезультатно, хотя было ликвидировано Министерство
регионального развития (Минрегион), были уволены или ушли со своих постов
чиновники, готовившие тот пресловутый приказ Минстроя…
Вот, например, одно из публичных высказываний руководителя Департамента
градостроительной деятельности и архитектуры, ответственного за разработку
нормативных правовых актов Минстроя России: .
"Мы надеемся, что наши усилия по обеспечению безопасности проживания в
районах с повышенной вероятностью землетрясений положительно скажутся на
качестве строительства в регионах. Особое беспокойство вызывал Крым, где
остро стоял вопрос приведении в порядок нормативно-технической базы по
сейсмике. Теперь у жителей таких территорий появится больше уверенности в
прочности и надежности зданий даже в случае возникновения сейсмических
нагрузок» , — резюмировал Андрей Белюченко. // Минстрой подправил свод
правил по строительству в сейсмических районах:
http://sroportal.ru/news/federal/minstroj-podpravil-svod-pravil-po-stroitelstvu-v-sejsmicheskix-rajonax/
Это было
некомпетентное высказывание дилетанта, который затем вынужден был принять в
качестве нормативных действительно профессионально составленные украинскими
сейсмологами и применяемые в строительной практике Крыма уже свыше 10 лет
карты ОСР-2004 г., лучше которых ни он, ни его наставники, и не смогли
предложить, не будучи специалистами в этих вопросах... Вместе с тем, вскоре
и самого А.В.Белюченко перевели с должности директора департамента, назначив
его на должность заместителя руководителя в АО «Научно-исследовательский
центр "Строительство», который и сам очень далёк от сейсмологических
проблем…
Хотелось бы надеяться, что очередным директором этого важнейшего
Департамента Минстроя не будет назначен очередной дилетант...
Время
дилетантов. По-видимому, и на этот раз придётся обращаться к Президенту страны.
Появление и утверждение пресловутых карт ОСР-2015 вынудило нас
переименовать уже готовые наши карты ОСР-2014 в карты ОСР-2016, которые 22 января
2016 г. были высоко оценены Научным советом РАН по проблемам сейсмологии и
рекомендованы в качестве нормативных для Минстроя РФ (см.
выписка из решения
Совета и полный Протокол
этого заседания).
Однако даже в
самой последней публикации трудов Международной конференции 1–2 декабря 2016
г. разработчики недоброкачественных СП и карт ОСР-2015 продолжают искажения
фактов и совершенно не упоминается о профессиональных картах ОСР-2014/2016,
будто их и не бывало… Так, на стр. 229 трудов этой Конференции для
«доказательства» необходимости своих разработок безапелляционно заявляется,
что "...в рамках Программы: «Повышение устойчивости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации
на 2009–2014 годы» под руководством В. И. Уломова (ИФЗ РАН) был разработан
комплект карт ОСР-97*, который неоднозначно был принят коллегами из
института, не утвержден РАН и не согласован Минрегионом РФ. Естественно,
разработчики не могли включить в СП неузаконенные карты ОСР-97* (со
звездочкой)."
На самом же деле, карты ОСР-97* никогда и не предлагались их в качестве
нормативных и не обращались ни в РАН, ни вкакие-либо другие организации, а
лишь иллюстрировали представление сейсмического эффекта в десятых долях и в
полубаллах, что уже и без того давно «незаконно» употреблялось десятилетиями
в практике сейсмического микрорайонирования (СМР) для суммирования значений
долей баллов с такими же дробными поправками, плучаемыми при СМР, чтобы не
искажать на 2 и более баллов в ту и другую стороны прогнозируемые
сейсмические воздействия. Как уже отмечено выше, до бюдее грамотного
построения карт ОСР-97* всё то же самое желалось «подпольно» и примитивно.
Судя по высказываниям профессионалов по СМР, все они приветствовали ставшие
доступными такие карты, как ОСР-97*.
Карты ОСР-97 территории Российской Федерации (здесь)
ОСР-2004 Украины и Крыма (здесь)
Сравнение карт ОСР-97 и ОСР-2015
Рис. 5.
Организация и выполнение исследований по ОСР-97 в 1991-1997
гг..
Исследования 1991-1997 гг. по ОСР-97 выполнялись по Проблеме «Сейсмичность и
сейсмическое районирование Северной Евразии» (рук. В.И.Уломов, зам.
Л.С.Шумилина), в составе Государственной научно-технической программы
«Глобальные изменения природной среды и климата» (рук. Н.П.Лаверов,
вице-президент РАН).
Исследования 1992-1999 гг. по районированию сейсмической опасности Северной
Евразии (рук. В.И.Уломов, зам. В.Г.Тоифонов) выполнялись при участии в
Международной программе оценки глобальной сейсмической опасности - GSHAP (рук.
Доменико Джиардини, Италия). В состав Руководящего комитета GSHAP от России входил
Г.А.Соболев.
Обязанности Учёного секретаря и издателя научных трудов по той и другой
проблеме осуществлял А.Я.Сидорин (ИФЗ РАН).
Картографические материалы и другие важные документы
находятся
на страницах сайта:
http://seismos-u.ifz.ru/
и 2016